Лугано коммуна на северном берегу одноимённого озера Лугано в кантоне Тичино. Это самый крупный италоговорящий город за пределами Италии, его население составляет около 65 тысяч человек (2012). Лугано располагается на расстоянии около 30 км на юг от столицы кантона Тичино Беллинцоны.
Город Лугано, впервые упомянутый в исторических источниках в 724 году, в Средневековье считался значительным торговым и религиозным центром. Лугано, как и весь регион современного кантона Тичино, был территорией соперничества крупных ломбардских городов Милана и Комо. В середине 15 века коммуна перешла под протекторат Миланского герцогства, были приняты первые городские статуты. В результате Итальянских воин в 1512 году Лугано стал частью Швейцарского союза, в который входил вплоть до 1798 года. После недолгого существования в границах Гельветической республики, город стал частью нового кантона Тичино в составе Швейцарской Конфедерации.
В настоящее время Лугано является не только важным торговым и банковским центром, но и крупнейшим туристическим регионом в Тичино, природные и исторические достопримечательности которого ежегодно привлекают множество туристов.
Архитектура исторического центра Лугано носит типичный ломбардский характер. Важнейшей доминантой города является кафедральный собор, посвящённый святому Лаврентию, расположенный на расстоянии 200 метров на северо-запад от главной площади города Piazza della Riforma. Первая церковь на этом месте была возведена в 11 веке в романском стиле, а в конце 15 начале 16 века церковь была полностью перестроена в ренессансной манере ломбардским архитектором Джованни Антонио Амадео. От первоначальной постройки сохранилась романская колокольня, примыкающая к собору с севера, увенчанная в 1633 1636 годах восьмигранным куполом в барочном духе. В 1905 1910-х годах собор был реконструирован, были разрушены две барочные капеллы святого Карла Борромео и святого Авундия с фресками 18 века. В 2000 2004 годах была проведена реставрация фасада собора и отдельных его капелл.
Современный фасад собора был возведён в первой трети 19 века в стиле неоклассицизма. В нижней его части расположены три портала, в центре верхнего регистра - большое окно роза. Фасад собора украшен рельефными композициями, помещёнными на пилястрах и антаблементе, а также в квадратных и круглых нишах, в которых представлены Богоматерь, святые и отцы церкви.
В плане собор представляет собой трёхнефную базилику с хором. Просторный интерьер, перекрытый крестовыми сводами, гармонично сочетает в себе декорацию различных эпох от романики до позднего барокко. Важнейшей достопримечательностью собора являются готические фрески, сохранившиеся на крестовых сводах рядом с выходом из здания. Они представляют собой фрагменты композиции Страшного суда и отдельные орнаментальные мотивы. На опорах собора сохранились фрески 14 15 веков на сюжеты житий святых, например, Мученичество святого Лаврентия и Побиение камнями святого Стефана. Отдельные фрагменты позднеготических и раннеренессансных фресок сохранились в капеллах, например, в капелле святого Николая.
Одной из самых красивых является капелла Мадонны Милости, перестроенная во второй половине 18 века, увенчанная расписанным барочными фресками куполом. Стены капеллы украшены мраморными колоннами, чередующимися с аллегорическими скульптурами из стукко, изображающими восемь добродетелей. В центре установлен алтарь с живописным полотном 17 века Мадонна с Младенцем и святыми Лаврентием и Рохом.
Среди других достопримечательностей Лугано отметим церковь святого Авундия, епископа Комо, расположенную в живописной местности на южной окраине города, на расстоянии 3 километров на юго-запад от площади Piazza della Riforma. Она известна здесь с 11 века, современное здание выстроено в середине 17 века. В плане церковь представляет собой трёхнефную базилику со строгим ренессансным фасадом и просторным интерьером, украшенным иллюзионистической росписью конца 19 века. Эта церковь знаменита ещё и тем, что на расположенном при ней кладбище среди различных знаменитостей Тичино похоронен известный швейцарский писатель и художник, лауреат Нобелевской премии 1946 года Герман Гёссе.
Церковь святого Роха располагается в историческом центре города, на расстоянии 300 метров от площади Piazza della Riforma, на месте, на котором раньше находилась церковь святого Власия середины 14 века. Современное здание было сооружено в 1528 1602 годах, фасад был реконструирован в начале 20 века в необарочном стиле. Церковь святого Роха представляет собой однонефную базилику с пресвитерием, перекрытым восьмигранным куполом. Стены нефа украшены пилястрами, несущими антаблемент, и покрыты фресками конца 17 века на сюжеты из жизни святого Роха. В церкви сохранилось большое количество религиозных полотен 17 18 веков.
Церковь Богоматери Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели) располагается в историческом центре города на расстоянии 400 метров на юг от площади Piazza della Riforma. Церковь была возведена в раннеренессансном стиле в конце 15 века как часть францисканского монастыря. Её внешний облик сдержанный и простой по формам, фасад украшен большим окном розой и мраморным обрамлением единственного портала, в тимпане которого сохранились фрагменты древней фрески. В плане церковь представляет собой однонефную базилику с четырьмя капеллами с северной стороны. В церкви сохранились самые знаменитые ренессансные фрески во всей Швейцарии. Они созданы 1529 году североитальянским художником, последователем Леонардо да Винчи Бернардино Луини. Фрески располагаются на стене, разделяющей поперёк неф, и посвящены истории последних дней Христа, его Страстям и распятию на кресте. Это грандиозная многолюдная сцена, насыщенная эмоциональными драматическими эффектами, решённая в светлой розовато-охристой и зеленоватой гамме. На опорах, поддерживающих эту стену, представлены святые Рох и Себастьян, а над ними - написанные гризайлью пророки.
Церковь, посвящённая Богоматери Лорето, располагается в районе Лорето, на расстоянии 1,5 километров на юг от центра города и площади Piazza della Riforma. Церковь была возведена в 1520-е годы. В 1630-х годах на средства братства святого Карло Борромео к ней была пристроена колокольня и пятипролётный портик тосканского ордера. Портик был расписан в 1680-х годах в стиле итальянского барокко на тему прославления Богоматери. Внутри однонефной церкви за хором находится копия Домика Богоматери, исполненная в 1720-х годах наподобие Лоретского домика из Марке. В капелле Мадонны Милости сохранились фрески 15 века, изображающие Богоматерь в Её домике. Алтарная арка украшена живописной композицией 1530 года Благовещение и фигурами святых Франциска и Антония, а стены боковых капелл стукковой барочной декорацией 17 века.
Комментарии и оценки