«Путешествие, как самая великая и серьезная наука, помогает нам вновь обрести себя»

-- Альберт Камю

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор святого Петра

Читать
Кафедральный собор святого Петра (Cathédrale Saint-Pierre)
Предложить свои фото

Кафедральный собор святого Петра (Cathédrale Saint-Pierre)

Женевский Кафедральный собор святого Петра расположен в квартале Сите, на вершине холма на левом берегу Роны. Собор находится на расстоянии приблизительно в 1,5 км на юг от железнодорожного вокзала Корнавен (Gare de Cornavin).

Женевский Кафедральный собор святого Петра расположен в квартале Сите, на вершине холма на левом берегу Роны. Собор находится на расстоянии приблизительно в 1,5 км на юг от железнодорожного вокзала Корнавен (Gare de Cornavin).

Начиная с 1535 года и по сей день собор является главной протестантской церковью Женевы, хотя до этого времени в течение практически тысячи лет (если принимать во внимание те христианские соборы и баптистерий, которые существовали на месте современного здания храма с конца 4 века) был кафедральным собором епископа этого города.

Начало строительства современного здания церкви было положено в 1160 году и заняло около сотни лет. В соборе последовательно возводили хор (конец 12 начало 13 веков), своды нефов, башни (13 век). Планомерному строительству, однако, едва не помешал конфликт, разгоревшийся между двумя церковными сановниками. Из-за возникших разногласий к 30-м годам 13 столетия возведение храма было приостановлено, что едва не привело к обрушению церкви. Работы были возобновлены в 1234 году, и к 1250 году собор был завершен. Однако в первоначальном виде он существовал относительно недолго. На протяжении веков войны, пожары, проводившиеся реставрации и строительные работы неоднократно меняли внешний облик и внутреннее убранство храма.

В 1405 1406 годах к храму была пристроена капелла Маккавеев в стиле пламенеющей готики (chapelle des Macchabes) (фото). Год спустя, в 1407 году, был отлит и водружен на башню Климент (Clmence), самый большой из колоколов собора весом более шести тонн. 1441 год оказался несчастным для собора: северная стена нефа обвалилась, что повлекло за собой разрушение сводов нефа, зала капитула и части клуатра. Существенный урон был нанесен хору, пострадали и обходные галереи трифория, а также клинчатые камни арок в продольной стене нефа, часть из которых обвалилась, другая часть сместилась друг относительно друга. Реставрационные работы начались практически сразу же. В том же 1441 году были восстановлены большая часть нефа, часть свода, а также была переделена пострадавшая кладка. К 1444 году завершилась реставрация хора и средокрестия, а в 1449 году закончилось восстановление центрального нефа.

Для внутреннего убранства собора поворотным стал 1535 год, когда женевцы приняли Реформацию (хотя официальной датой ее признания считается 21 мая 1536 года). В соборе были уничтожены все алтари, статуи и иконы, органы были разломаны, а настенная живопись покрыта побелкой. Сохранились только огромная кафедра и, случайно, цветные витражи. 10 августа 1535 года проведение месс было временно приостановлено, а затем и вовсе прекращено. В этот же период собор был переименован в Храм святого Петра (вплоть до сегодняшнего дня это наименование церкви является официальным).

Современный неоклассический фасад собора, пришедший на смену фасаду готическому, был выстроен по проекту архитектора Бенедетто Альфриери (Benedetto Alfrieri) в период с 1752 по 1756 годы (фото). Необходимость в новом фасаде была продиктована прежде всего практическими соображениями, так как к тому времени западная часть здания могла обвалиться. Во второй половине 18 века собор не раз становился свидетелем беспорядков и даже являлся местом хранения боеприпасов. В 1794 году здесь был размещен революционный трибунал, службы в соборе были прекращены на несколько лет (вплоть до французской оккупации 1798 года), а сама церковь получила новое имя Храм Закона (Temple des Lois). Зеленоватый шпиль, помещенный между двумя квадратными башнями над восточной частью собора, датируется концом 19 столетия (фото).

19 и 20 века отмечены для собора исследовательскими и реставрационными работами. Так, с 1850 по 1859 годы в нем проводились крупные раскопки под руководством Жана Даниэля Блавиньяка. В период с 1878 по 1888 годы изучались подвальные этажи храма и проводилась реставрация капеллы Маккавеев под руководством архитектора Луи Виолье. С 1890 по 1901 годы крупные реставрационные работы велись непосредственно в здании собора, включая подвалы. Возобновление реставрационных работ в 20 веке приходится на 1973 год, а с 1976 года в соборе постоянно работают археологи. Открытое археологом Шарлем Бонне место раскопок находится в подвальных этажах собора и считается одним из самых больших в Европе. Сегодня оно оснащено современными музеографическими технологиями и открыто для посещения (фото). За все время проведенных раскопок было обнаружено более 200 уровней построек (в том числе протоисторического и римского периодов) в 11 зонах. Археологический маршрут начинается с 3 века до нашей эры и заканчивается 12 веком, эпохой строительства современного здания церкви.

В интерьере собора можно видеть многочисленные романские (фото) и готические (фото) капители (около 300 предметов). Это одни из немногих элементов декора внутреннего убранства, дошедших до нас после 1535 года. В левой задней части храма возле двери в Северную башню, в углу под кафедрой, находится высокий и узкий деревянный стул, так называемый Стул Кальвина (фото).

157 ступеней ведут на вершину Северной башни собора, откуда открывается удивительный вид на город и Женевское озеро (фото), в ясные дни отсюда можно разглядеть даже Монблан. В Южной башне собора находится караульное помещение. С 1527 по 1911 годы (вплоть до упразднения должности ночного дозорного) здесь располагались часовые, наблюдавшие за городом ночью и охранявшие собор. Что касается капеллы Маккавеев, то она долгое время служила домом престарелых, затем - лекционным залом, и лишь в 1878 году вновь была превращена в место молитв.

Собор насчитывает более 28 колоколов, которые расположены между двумя башнями и шпилем. Климент, самый большой колокол собора, является творением женевского мастера Герри де Маркле и был освящен в 1407 году. По преданию, этот колокол весом в шесть тонн защищает Женеву от дьявола и бедствий. Звон других колоколов, каждый из которых имеет свое название (Пробуждение, Надежда, Согласие и т.д.), разносится по городу каждый субботний вечер и воскресное утро для оповещения о начале службы. Звон же Климента можно услышать лишь в большие религиозные праздники. Первый карильон собора датировался 1749 годом и мог исполнять семь различных мелодий, по одной для каждого дня недели, однако в 1930 году он окончательно прекратил свою работу. Действующий карильон собора был изготовлен в 1931 году и включает в себя в общей сложности 20 колоколов, которые могут исполнять мелодии автоматически либо под управлением карильонера. Заслуживает внимание и орган собора, изготовленный в 1965 году мастерами фабрики Metzler & fils de Dietikon, который в своем музыкальном звучании воспроизводит северогерманские органы конца 17 века.

С 1907 года, то есть с момента отделения церкви от государства, собор является собственностью Женевской протестантской церкви, однако и сегодня помимо собственно религиозных функций, он играет определенную роль и в светской жизни Женевы. Так, каждые четыре года в соборе происходит церемония приведения к присяге членов Государственного совета, представителей судебной власти и муниципальных должностных лиц. Однако прежде всего собор остается живой иллюстрацией того, какое влияние оказала Женева на весь протестантский мир, будучи в свое время убежищем и одновременно академией для пастырей со всей Европы.


Комментарии и оценки