«Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу»

-- Билл Брайсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Жеронимуш (Монастырь иеронимитов; Mosteiro dos Jerónimos)
Предложить свои фото

Жеронимуш (Монастырь иеронимитов; Mosteiro dos Jerónimos)

Монастырь иеронимитов находится в районе Санта-Мария-де-Белен, примерно в 7 км к западу от площади Праса-ду-Комерсиу.

Монастырь иеронимитов находится в районе Санта-Мария-де-Белен, примерно в 7 км к западу от площади Праса-ду-Комерсиу.

Сооружённый в начале 16 века, он стал монументальным свидетельством эпохи Португальских географических открытий. Располагая одной из главных зальных церквей Европы, монастырь был самым заметным монастырём своего времени в Португалии. Строительство было начато при короле Мануэле I в 1501 году, вскоре после возвращения Васко да Гама из Индии, и финансировалось в основном за счёт доходов, полученных от торговли пряностями.

Главный архитектором монастыря стал Диогу ди Бойтака. Биография этого одного из самых своеобразных архитекторов Европы покрыта завесой тайны. Вероятно, он был родом из Франции, но с 1492 года постоянно работал в Португалии, получая чрезвычайно престижные заказы непосредственно от короля. Он руководил строительством монастыря Баталья, монастыря Иисуса в Сетубале, и, наконец монастыря иеронимитов, призванного, по замыслу Мануэла I, стать пантеоном правящей династии.

В 1521 году со смертью Мануэла I строительство было приостановлено. Вскоре умер и главный архитектор Диогу де Бойтака. В 1550 году Диогу де Торралва продолжил работы, добавив ренессансный главный алтарь с хором, и построив монастырские помещения. На период 1580 1604 годов приходится новая пауза в строительстве объединенная Испания и Португалия не могла позволить себе одновременно строительство двух королевских монастырей: Жеронимуш и Эскориала. Тем не менее, в начале 17 века комплекс был закончен. Внутреннее убранство монастыря менялось еще несколько раз, а экстерьер сооружения практически не пострадал даже во время Лиссабонского землетрясения 1755 года

В декоре монастыря много морских элементов и изображений экзотических растений и животных стилеобразующих элементов для позднеготического стиля мануэлино, сформировавшегося именно здесь, в монастыре Жеронимуш, в единении с элементами маньеризма и стиля эпохи Возрождения.

Церковь монастыря Жеронимуш знаменита, прежде всего, своими порталами. Самым красочным является южный портал на фасаде, протянувшемся вдоль реки, созданный Жуаном де Каштилью (1517 1518). Портал по праву считался одним из самых красивых входных групп своего времени. Его высота 32 метра, ширина 12 метров.

В центре портала - скульптура Богоматери с Младенцем, держащей в руках вазу с дарами волхвов. По бокам от статуи Девы Марии фигуры пророков, апостолов, церковных деятелей и святых. На тимпане представлены сцены из жизни святого Иеронима, чуть выше герб Португалии. Ниже, между сдвоенными дверями церкви, статуя вдохновителя географических открытий Генриха Мореплавателя с мечом и львами у ног (символика взята из легенды о блаженном Иерониме). Венчает ансамбль статуя архангела Михаила и крест ордена Христа.

Западный портал менее внушителен по размерам, но не уступает южному порталу по богатству украшения. Портал был создан прекрасным французским мастером, прозванном в Португалии Николау Шантерен, в 1517 году. Над входом находятся три ниши, в которых изображены сцены Благовещения, Рождества Христа и Поклонения волхвов. По бокам статуи королей и их святых покровителей: слева Мануэл I и святой Иероним, справа его вторая жена, королева Мария, и святой Иоанн Креститель. Изысканный резной архивольт портала венчает над дверью изображения ангелов.

Зальная церковь имеет в плане форму латинского креста и состоит из трёх нефов, равных по высоте и перекрытых единым нервюрным сводом шириной в 30 метров, трансепта и прямоугольной апсиды. Нефы разделены шестью высокими восьмигранными пилонами с резьбой. Пилоны с гротесками и растительными мотивами, характерными для ренессанса, считаются шедеврами архитектуры, зрительно увеличивая пространство церкви. С нефами церкви, выполненными в стиле мануэлино, сильно контрастирует маньеристская апсида.

Ренессансный главный алтарь церкви был построен в середине 16 века по заказу Екатерины Австрийской, королевы-консорт Португалии. Слева в хоре покоятся король Мануэл I и его жена Мария Арагонская, справа в хоре король Жуан III и Екатерина Австрийская. Саркофаги стоят на фигурках слонов из зеленого мрамора.

В северном (левом) рукаве трансепта находятся саркофаги короля Энрике I и детей Мануэла I; в правом рукаве - дети Жуана III и пустой саркофаг молодого короля Себастьяна I, павшего на поле битвы в Марокко. Его останки так и не были найдены.

Недалеко от входа в церковь, соответственно слева и справа, находятся саркофаги великого мореплавателя Васко да Гама и великого поэта Луиса де Камоэнса, созданные в стиле неомануэлино в 19 веке.

К северу от церкви расположен ещё один шедевр мануэлино монастырский клуатр. Будучи квадратным в плане (55 на 55 метров), он имеет восьмиугольную форму во внутреннем периметре. Окружающие клуатр помещения монастыря двухэтажные с нервюрными сводами, причудливыми аркадами и перилами. В оригинальном декоре клуатра сочетаются религиозные символы (среди прочего, элементы, связанные со Страстями Христовыми), королевские символы (крест Ордена Христа, армиллярная сфера, герб) и природные мотивы (растительный орнамент, фигуры фантастических животных). В северном крыле клуатра находится могила великого португальского поэта Фернанду Песоа.

В западном крыле монастыря располагается Музей археологии и этнографии.

Монастырь внесён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также входит в число Семи чудес Португалии, выбранных жителями страны в 2007 году.

До монастыря Жеронимуш удобно добираться на трамвае № 15, остановка Mosteiro dos Jernimos, время в пути от площади Праса-ду-Комерсиу менее 15 минут. Есть также другой способ на железной дороге от вокзала Cais Do Sodre, остановка Белен (Belem), время в пути 8 минут. Поезда следуют каждые 20 минут. От станции до монастыря около 500 м на запад.


Комментарии и оценки