На левом берегу реки Мондегу, рядом с улицей rua das Parreiras (850 м на запад от Старого кафедрального собора), находится один из главных памятников готики в Португалии, монастырь святой Клары. Он включён в перечень памятников национального наследия страны.
Монахини Ордена святой Клары основали монастырь в 1286 году. Дворянка Дона Мор Диаш хотела упразднить Орден клариссинок и отобрать у них монастырь, но вмешательство Изабеллы Арагонской, жены короля Португалии Диниша I, не позволило этому случиться. Святая королева (в 1625 году она была канонизирована, но и при жизни имела репутацию миротворицы, а основание ею многочисленных приютов, больниц и школ снискало королеве любовь всей нации) приказала воздвигнуть новую церковь. Её имя навсегда было связано с Орденом святой Клары, и после смерти 4 июля 1326 года, она была похоронена в этом монастыре.
Церковь была построена в начале 14 века. Архитектором стал Эштивау Домингеш, сын Домингу Домингеша, работавшего над проектом монастыря ранее.
В 1355 году в монастыре была убита любовница принца Педру (впоследствии короля Педру I) Инес де Кастро: ее трагическая судьба вдохновила Антониу Феррейру на создание пьесы Кастро, Инес посвящены особенно взволнованные строфы Лузиад Луиса Камоэнса. Из литературы сюжет перекочевал в кино и в изобразительное искусство.
Монастырь часто затоплялся водами реки Мондегу, и поэтому в 1612-1615 годы был построен пол, чтобы разделить церковь на два этажа, но при этом нижний этаж постоянно находился под водой. Вскоре жизнь в монастыре стала невозможной, и в 1667 году клариссинки покинули его, переехав вместе с гробом Святой королевы в новый монастырь святой Клары, возводившийся в течение 17 века.
В 1910 году церковь была включена в перечень памятников национального наследия Португалии, а по причине продолжавшихся наводнений был разработан план её восстановления. Археологические и реставрационные работы продолжались в течение всего 20 века, и уже между 1995 и 2000 годами были освобождены от воды и отложений нижняя часть церкви и клуатр. Ничего из комплекса не сохранилось в своём первоначальном виде: многое разрушено (особенно пристройки), а уцелели лишь церковь монастыря, некоторые колонны клуатра и его фонтан.
В 2001 году был объявлен интернациональный конкурс на восстановление памятника, выигранный Ателье 15 с проектом архитекторов Александре Алвеша Кошты, Луиша Урбану и Сержиу Фернандеша. Постепенное восстановление частей монастыря (второго клуатра, пристроек, столовой) позволяет исследователям реконструировать первоначальный облик всего монастыря.
В плане церкви лежит прямоугольник. Интерьер церкви состоит из трёх нефов из семи пролётов и восточной части с многоугольной апсидой, без трансепта.
Комментарии и оценки