Замок Ане один из замков на Луаре, расположенный в 10 км к северу от Дрё (55 км к северу от Шартра). Он знаменит прежде всего своей владелицей Дианой де Пуатье.
Эти земли упоминаются в 12 веке как владение шартрского аббатства Сен-Пер-ан-Валле. В том же столетии была возведена четырехбашенная крепость с круглым донжоном. Ее разрушили в 1378 году по приказу Карлу V после восстания Карла Злого, короля Наварры и заодно сеньора Ане. В 1444 году Карл VII подарил эти земли своему преданному вассалу Пьеру де Брезе, в частности, за его заслуги в Столетней войне и завоевание Нормандии. Его сын Великий сенешаль Нормандии Жак де Брезе возвел в Ане здание из тесаного камня. Женою Жака была дочь короля Карла VII и Агнес Сорель, Шарлотта Французская, изменившая сенешалю с оруженосцем. Жак убил любовников и был приговорен к смерти (но позже казнь отменили и даже помиловали Жака), а конфискованные земли были переданы его сыну Луи.
Упомянутый Луи, внук королевской любовницы Агнес Сорель, в 1515 году в возрасте 56 лет привел в дом 15-летнюю невесту Диану Пуатье, которой суждено было стать любовницей другого короля, причем не менее знаменитой. В 1531 году великий сенешаль скончался, и его вдова Диана через некоторое время стала фавориткой будущего Генриха II, тогда еще принца (который был младше ее на 20 лет), и сохраняла его любовь до самой его кончины. Ее положение повлекло за собой превращение ее замка в более роскошное здание. В 1546 году известный архитектор Филибер Делорм приготовил для Дианы планы переустройства замка. Смерть Франциска I, которая возвела на трон Генриха, открыла новые возможности для роста влияния Дианы, ее обогащения и увеличения роскоши окружающих ее вещей и зданий.
Делорм, главный управляющий королевских зданий, самолично следил за переустройством Ане по желанию короля Генриха. В 1550-е годы в Ане возводится центральный корпус, который продолжил старый особняк Брезе (его сохранили по желанию Дианы), левое и правое крыло, часовню, а также портал.
Главные ворота замка представляют собой триумфальную арку в честь богини Дианы. Портал был закончен в 1552 году, и именно эта дата вырезана на замковом камне ворот.
Часовня Ане, имеющая в плане греческий крест один из первых во Франции примеров центрического сооружения с куполом. Барельефы на сводах выполнены мастером круга Жана Гужона. Интерьеры дворца украшали знаменитые мастера того времени Леонард Лемузен, Жан Кузен-отец, Массео Абакен.
В западном дворе стоял фонтан Диана и олень, который приписывался Жану Гужону (в настоящий момент он перенесен в Лувр, также как и фигура Дианы работы Бенвенуто Челлини с тимпана въездных ворот Ане). Тема богини Дианы-охотницы, с которой фаворитка себя ассоциировала, красной нитью проходит через весь декор замка.
Портик центрального корпуса оформлен с использованием иерархии ордеров ордерной суперпозиции, когда дорический ордер используется на первом этаже, выше ионический, а еще выше коринфский. Эта традиционная система классической древнеримской архитектуры была использована Делормом впервые во французской архитектуре Нового времени. В центральной нише фронтона Диана поставила статую покойного супруга, в то время как в декоре были обильно использованы переплетенные инициалы любовников HD Дианы и Генриха.
После гибели Генриха Диана утратила свое влияние и удалилась в замок Ане. В 1564 году Диана начала строить для себя надгробную часовню. Через два года она скончалась, а часовня осталась недостроенной. Замок унаследовала ее дочь Луиза, герцогиня дОмаль, при которой продолжалось строительство часовни, законченное внуком Дианы, Карлом Лотарингским.
Карл был одним из лидеров католиков, и после поражения Лиги он убегает заграницу, где вступает в союз с испанцами, за что его приговорили к смертной казни, а замок Ане к разрушению и вырубке окрестных лесов, что, к счастью, было отменено Генрихом IV. Из-за долгов замок продают представителям Люксембургского рода, от которого он через брак переходит к Сезару де Вандому, сыну еще одной королевской фаворитки знаменитой Габриэль дЭстре, и Генриха Наваррского. Он прожил буйную жизнь, и Ане являлся для него местом лишь укрытия или ссылки. Затем замок перешел к маршалу Людовику Вандому, который в 17 веке пригласил Клода Дего (племянника Ленотра) для модернизации замка.
Вместо галереи Дианы в правом крыле создаются дополнительные апартаменты, в левом большой вестибюль и широкая лестница. Окна первого яруса превращаются в двери, уничтожаются витражи, меняется уклон кровли, керамический зеленый пол меняется на черно-белый мрамор. Интерьеры заново расписываются в новом вкусе. Интерьерный парк разбивается Ленотром, который предварительно сносит окружающие сооружения предшествующего времени. Во времена Французской революции замок принадлежит герцогу де Пантьевру, который умирает в 1793 году. В эпоху террора часовня используется как зал заседаний Революционного трибунала, санкюлоты разрушают могилу Дианы Пуатье и оскверняют ее останки. Де юре замок принадлежал дочери герцога Пантьевра, герцогине Орлеанской, но после ее депортации он выставляется на торги. Вся его обстановка, в том числе сточные желоба и стеновые панели, распродаются по отдельности.
Александр Ленуар, создатель Музея памятников Франции в Париже, пытался спасти все, что можно, сумев сохранить детали надгробия Дианы и некоторые другие скульптуры. Сегодня их можно увидеть в парижской Школе изящных искусств. В 1804 году новый владелец взрывает центральный корпус и правое крыло. Его рабочие подняли бунт из-за несчастного случая на крыше, что остановило снос замка. В 1820 году герцогиня Орлеанская выкупает обратно свой замок, но она не успевает его восстановить, умерев на следующий год. Ее сын, король Луи-Филипп, не желая ввязываться в разорительный ремонт, продает Ане генеральному сборщику налогов, от которого в 1840 году он переходит к графу Адольфу де Караману, который начинает его реставрацию. На протяжении 2-й половины 19 века владельцы пытаются вернуть замку былое величие, собирая распроданные элементы например, кровать Дианы, которая обнаружилась в местной гостинице.
Во время Первой мировой войны здесь располагается госпиталь, в 1940 году бомба уничтожает монастырь, располагающийся здесь. После войны начинается новый этап реставрационных работ.
Единственное сохранившееся здание из тех, которые образовывали курдонер западный корпус. Его интерьеры в основном относятся ко времени маршала Вандома, они обставлены старинной мебелью. Здесь, в частности, демонстрируются вещи Дианы и ее портреты.
Комментарии и оценки