Церковь Богоматери в Марвиле находится в историческом центре Сантарена, примерно в 400 м к юго-востоку от Кафедрального собора. Церковь относится к наиболее старинным храмам города и в Средневековье играла важную роль в его жизни.
Точная дата её строительства неизвестна, но наиболее распространена следующая версия. Отвоевав Сантарен у мавров в 1147 году, первый португальский король Афонсу Энрикиш позволил тамплиерам открыть в нём церковь. По некоторым данным, в соответствии с духом времени её создали на остатках мечети, находившейся на территории мавританской крепости в центральной части города. В середине 13 века церковь была практически полностью перестроена в готическом стиле (за прошедшие века, впрочем, следы его присутствия почти стерлись).
В начале 16 века под патронажем Дона Франсишку ди Альмейда, первого португальского вице-короля Индии, церковь была перестроена и изменилась как конструктивно, так и с точки зрения декора. Стиль мануэлино нашёл отражение в портале, арках, фасаде и звоннице. Следующая перестройка понадобилась церкви после землетрясения 1531 года. Реконструкцию вёл Жоао де Кастилью. Внутреннее убранство на этот раз приобрело черты стиля эпохи Возрождения.
В первой половине 17 века появилась маньеристская изразцовая облицовка (из-за которой, кстати, церковь прозвали собор азулежуш).
Несмотря на то, что перед нами типичная приходская церковь 16 века, она отличается большими размерами и своеобразными чертами, присущими стилю готики нищенствующих орденов. При этом конструкция и декор в стиле 16 века, как и изразцовая отделка 17 века, делают это сооружение важным образцом стиля мануэлино и искусства азулежуш: внутри церковь выложена 65000 плиток. Таким образом, эта церковь представляет собой своего рода музей португальского искусства, соединив черты разных архитектурных стилей: готики, барокко, мануэлино, ренессанса и маньеризма.
Церковь трехнефная, арки поддерживаются двенадцатью ионическими колоннами, к одной из которых примыкает элегантная мраморная кафедра конца 17 века с перилами, переходящими балясины с каннелюрами коринфского ордера. Над лопастями арки помещена круглая картина 17 века, изображающая сцену распятия и, судя по форме, призванная заложить бывшее первоначально в этом месте окно.
На фасаде выделяется роскошный портал в виде трехлопастной арки. Он был выполнен в стиле мануэлино в первой четверти 16 века и мастерски оформлен в натуралистической манере. Боковые двери поднимаются к треугольным фронтонам. Стены боковых капелл и апсиды расширяются с помощью окошек и стрельчатых арок.
Звонница эпохи мануэлино с круглым основанием, пирамидальной верхушкой и фигурными водосточными желобами была разрушена в 1876 году, и её место заняла современная колокольня, соединённая с фасадом.
Церковь Богоматери в Марвиле включена в список национальных памятников с 1917 года.
Комментарии и оценки