«Необычный план путешествия – урок танца, посланный Богом»

-- Курт Воннегут

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика и аббатство святого Зенона

Читать
Базилика и аббатство святого Зенона (Сан-Дзено; Basilica e Abbazia di San Zeno)
Предложить свои фото

Базилика и аббатство святого Зенона (Сан-Дзено; Basilica e Abbazia di San Zeno)

Аббатство святого Зенона находится в 2 км к юго-западу от кафедрального собора. Этот монастырский комплекс играл в Средние Века важную политическую роль в жизни Вероны и всей Италии, в частности, через аббатство осуществлялись контакты с германскими императорами.

Аббатство святого Зенона находится в 2 км к юго-западу от кафедрального собора. Этот монастырский комплекс играл в Средние Века важную политическую роль в жизни Вероны и всей Италии, в частности, через аббатство осуществлялись контакты с германскими императорами.

Построено аббатство было в 9 веке на руинах раннехристианского монастыря 4 века, который располагался за пределами средневековой Вероны и как многие монастыри того времени выполняло функции военного укрепления. В аббатство входило две башни, дворец аббата, клуатры и церковь, а вокруг основного комплекса в Средние Века вырос жилой район, для которого аббатство фактически служило крепостью. Именно из-за хороших военных характеристик аббатство святого Зенона избирали местом своего пребывания германские императоры, часто останавливающиеся в Вероне во время своего визита в Италию. Сам Оттон I выступил инициатором расширения аббатства в 10 веке. На первом этаже башни аббатства до сих пор сохранилась фреска, изображающая императора Фредерика II, принимающего клятвы преданности от своих подданных. Аббатство было разрушено в эпоху наполеоновских завоеваний. До нашего времени дошли лишь базилика святого Зенона с колокольней 12 века, церковь святого Прокла, башня и несколько клуатров (фото).

Базилика святого Зенона считается шедевром итальянской романской архитектуры, кроме того в ней хранится много произведений искусства других эпох. Нынешнее здание было построено в 10-11 веках на месте церквушки, возведенной еще в 4 веке королем остготов Теодорихом Великим, который тем самым почтил память святого Зенона восьмого епископа Вероны, на могиле которого и была построена церковь. В первой половине 10 века тело святого было перемещено в крипту на нижнем этаже нынешней базилики. Церковь была повреждена во время землетрясения 1117 года, что повлекло ее реконструкцию, завершившуюся к 1138 году. Последние модификации церковь претерпела в конце 14 века, когда потолок и апсида были переделаны в готическом стиле.

Фасад церкви геометрически прост и производит мощное впечатление своим великолепным романским декором. Быть может первое, что привлекает взгляд это огромная роза в центре фасада, символизирующая колесо фортуны. Она декорирована шестью статуями, репрезентирующими превратности человеческой судьбы: наверху человек на троне, затем он свергнут, и постепенно его настигают все новые несчастья, после человек вновь взбирается на трон. От основной плоскости фасада колесо отделено четырьмя окружностями из белого мрамора и туфа, а внутри розы ступица с двенадцатью спицами. Особое внимание стоит обратить на портик (фото) церкви, он был сооружен мастером Николаусом в 12 веке. Портик состоит из полукруглой арки с тимпаном, опирающейся на две колонны, в основаниях которых каменные львы. Над капителями колонн напряженные атланты, а над ними барельефные фигуры святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. На вершине фронтона благословляющий перст Господа, а под аркой люнет с изображением святого Зенона, который ногами попирает демона, символизирующего язычество, а правой рукой благословляет окружающих его знать (справа) и простой люд (слева). На дверной балке помещен ряд рельефов, рассказывающих о чудесах, сотворенных святым Зеноном. По бокам от портала расположено 18 барельефов 12 века. Слева рельефы, выполненные мастером Гульельмо, на которых изображены сцены из Нового Завета. Справа скульптуры Николауса с изображениями эпизодов из Ветхого Завета и эпизода из легенды о Теодорихе, в котором король, ведомый дьяволом в обличье оленя, спускается в ад. Портал церкви сейчас все время заперт по соображениям сохранности его ценнейших бронзовых дверей, украшенных 24 рельефами, произведенных не позднее середины 12 века. Первые двадцать рельефов посвящены Ветхому Завету, следующие двадцать содержат изображения евангельских эпизодов, еще четыре повествуют о святом Зеноне, а последние, меньшего размера, изображают святых и фигурку каменотеса или скульптора.

Внутри церкви три яруса: крипта, центральная часть и пресвитерий. Крипта (фото) была сооружена в 10 веке и перестраивалась в 13 и 15 веках. Она представляет собой небольшую церковь с девятью нефами, разделенными 49 колоннами, каждая из которых украшена уникальной резной капителью. Центральная часть церкви состоит из трех нефов, которые разделены мощными крестообразными пилястрами со скульптурными капителями. Деревянный потолок был создан в 14 веке. В нефах хранится множество произведений искусства преимущественно 12-14 веков. Среди них крест работы Лоренцо Венециано (14 век), купель 13 века, картина Богоматерь и святые Франческо Торбидо (16 век), фреска с изображением святого Христофора (13 век).

Пресвитерий находится над криптой и значительно возвышается над уровнем нефа. В нем содержится шедевр ренессансной живописи полиптих святого Зенона работы Андреа Мантеньи (середина 15 века) (фото), нижняя часть которого сейчас находится во Франции и заменена на копию, выполненную одним из последователей Паоло Веронезе.

Церковь святого Прокла была построена в 9 веке и перестроена в 12 веке, когда к ней добавили романский портик. Церковь состоит из одного нефа и содержит трехнефную крипту с мощами святого Прокла. Интерьер расписан фресками в 12-15 века, а также живописные работы Антонио Бадиле (середина 16 века) и Джамбеттино Чиньяроли (середина 18 века).


Комментарии и оценки