Город Нарни находится приблизительно в 15 км к юго-западу от центра Терни. Из Терни можно доехать в Нарни на автобусе. Дорога займёт 20-25 минут. В Нарни насчитывается чуть более 20 000 жителей.
Нарни многослойный город. Ещё в доримскую эпоху на месте нынешнего Нарни было умбрское поселение - Nequinum. Около 300 года до нашей эры местность попала под влияние Рима. Римляне стали называть город Нарнией, в честь реки Нар (сейчас Нера), которая протекала по долине. Когда Нарния превратилась в Нарни точно неизвестно. Вероятно, это произошло ещё в Средневековье. Наивысшего расцвета город достиг в 14 веке. Жители Нарнии, воспользовались тем, что центром папской власти стал далёкий Авиньон, и подчинили себе довольно обширную территорию. В городе появились красивые дворцы и церкви. Подумывая о возвращении в Рим, папа повелел построить вокруг Рима ряд крепостей. Строительство крепости в Нарни, как ни странно, не способствовало развитию города, а стало началом периода упадка. Следующий расцвет для города был связан с индустриализацией. Дешёвая электроэнергия позволила построить в Нарни фабрики и заводы.
Кафедральный собор святого Ювенала (Concattedrale di San Giovenale)
Собор Нарни посвящён святому Ювеналу. Ювенал жил в 4 веке и был епископом Нарнии. Строительство храма было начато в 1047 году рядом с городской стеной, но недостроенное здание сильно пострадало во время наводнения (1053). Собор был возведён лишь в 1145 году. В 14 веке были проведены работы по расширению и обновлению здания: полностью перестроена апсида, добавлен правый неф с боковыми капеллами. Собор после этих работ сомкнулся с городской стеной. В 1322 году был доделан фасад. Последние существенные изменения во внешний облик храма были внесены в 15 веке: к фасаду был добавлен портик. В 1642 году была построена крипта.
Фасад предваряет портик (15 век). За портиком открываются три портала. Средний портал, украшенный резным фризом в духе эпохи Возрождения, восходит к 12 веку. Правая сторона портика закрыта пристроенной капеллой. В этой капелле находится купель (1506). Над портиком размещены три монофоры. Ещё один вход в собор открывается в боковом фасаде. Арка портала этого входа украшена резным растительным орнаментом. К порталу ведёт лестница.
Собор представляет собой трёхнефную базилику. Нефы завершаются большой многоугольной апсидой. Трансепт отделён тройной поперечной аркой (каждый пролёт арки соответствует нефу). Алтарная часть была приподнята при строительстве крипты.
Внутри собора следует обратить внимание на четвёртую капеллу справа. Эта капелла соответствует древней часовне, которая когда-то стояла на месте нынешнего собора. В стене можно видеть вкрапления в виде мозаик и плит саркофагов, относящихся к более раннему периоду, чем строительство собора. Считается, что собор был возведён на месте небольшого святилища (9 век), которое в свою очередь было построено на месте захоронения святых Ювенала, Максима и Кассия. За алтарём капеллы находится вход в пещеру, где в саркофаге 7 века хранятся мощи святого. Примечательны также резные деревянные хоры собора (1474), покрытые росписями; надгробие Пьетро Чези (1477), выполненное в стиле тосканского Возрождения; деревянная статуя святого Антония; алтарный образ с изображением святого Ювенала работы Лоренцо Веккьетты (15 век).
Церковь Богоматери (Chiesa di Santa Maria Impensole)
Церковь Богоматери была построена бенедиктинцами в романском стиле около 1175 года. Надпись о годе завершения строительства сохранилась на архитраве центрального портала. Церковь была возведена на остатках более раннего сооружения. По легенде, до 8 века на месте церкви стоял храм Бахуса. Под церковью при работах были найдены две цистерны римской эпохи.
Портал украшен резными фризами с символическими изображениями животных: льва, орла, ягнёнка и павлина. Над порталом скульптурное изображение. Одни источники считают, что изображён Христос Вседержитель, другие полагают, что это святой Бенедикт. За церковью возвышается колокольня.
Внутреннее пространство церкви разделено колоннами, поддерживающими романские арки свода, на три нефа. Капители колонн украшены аллегорическими фигурами. Потолочные перекрытия выполнены в виде фермы. Средний неф завершается небольшой апсидой с каменным алтарём. Алтарь опирается на шесть пилястров. На алтаре установлена статуя Богоматери (17 век). При реставрационных работах (60-е годы 20 века) под слоем штукатурки, покрывающей стены храма, были обнаружены средневековые фрески.
Дворец коммуны (Palazzo Comunale)
Памятник светской средневековой архитектуры - дворец коммуны Нарни - был возведён в конце 13 века. Для строительства здания коммуной были выкуплены три жилые башни и некоторые иные постройки. Они были соединены между собой и образовали структуру дворца. Здание претерпело много перестроек: изначально каждая из башен имела свой вход, впоследствии лишние входы были замурованы; окна (бифоры и монофоры) в 15 веке были переделаны в гвельфские окна с крестообразной решёткой (гвельфский крест), делящей каждое окно на четыре прямоугольника, здание украшалось фризами и гербами.
[01] 02
Комментарии и оценки