«Любить жизнь гораздо проще, когда путешествуешь. Там, где никто тебя не знает, все в твоих руках, ты действительно становишься хозяином своей судьбы»

-- Ханна Арендт

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Cattedrale di San Rufino)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Cattedrale di San Rufino)

Кафедральный собор Ассизи посвящён святому Руфину, который, по преданию, был первым епископом Ассизи в начале 3 века. Собор стоит в центре города, на площади Piazza San Rufino. Существуют предположения, что в римскую эпоху на этом месте был храм, но они пока не подтверждены.

Кафедральный собор Ассизи посвящён святому Руфину, который, по преданию, был первым епископом Ассизи в начале 3 века. Собор стоит в центре города, на площади Piazza San Rufino. Существуют предположения, что в римскую эпоху на этом месте был храм, но они пока не подтверждены.

Пётр Дамиани (11 век) упоминает, что уже с 412 года мощи святого Руфина находились в церкви, стоявшей на месте, где сейчас находится собор. Другие источники считают, что первую церковь следует датировать лишь 8 веком, а не 5 веком. Некоторые источники утверждают, что в 11 веке, при епископе Угоне, она была перестроена т.к. в 1036 году церковь святого Руфина получила статус Кафедрального собора. До этого времени собором Ассизи была Большая церковь Богоматери. Так или иначе, все источники сходятся на том, что нынешнее сооружение восходит к третьей реконструкции, начатой под руководством зодчего Джованни да Губбио в 1140 году. Надпись о начале этих работ с датой и именем архитектора вмурована в нижнюю часть стены правого нефа. В 1228 году главный алтарь собора был освящён папой Григорием IX, а в 1253 году весь храм был освящён папой Иннокентием IV.

Следующая существенная перестройка собора произошла в 1571 году. Тогда работами руководил архитектор Галеаццо Алесси. Затем собор был реконструирован в конце 19 века. В 1997 году здание пострадало от землетрясения, после чего были проведены реставрационные работы.

Фасад собора выполнен в романском стиле Умбрии и богато оформлен резными деталями. По архитектурному стилю собор святого Руфина схож с собором и церковью святого Петра в Сполето. По вертикали фасад разделён лизенами на три части, которые соответствуют трём нефам собора. По горизонтали фасад делится карнизами с характерными романскими арками на три яруса. В нижнем ярусе фасада, разбитом на квадратные сектора, открываются три портала, арки которых поддерживают резные львы (фото)(центральный портал) и грифоны (боковые порталы). Главный портал (фото) украшен растительными мотивами и сценами из жизни святых. В центре люнета (фото) Христос на троне, слева Богоматерь Млекопитательница на троне, справа святой Руфин. В правом люнетеизображены две птицы, пьющие из одного источника; символ христианских душ, упивающихся благодатью Божьей (фото). В левом люнете вырезаны два льва около вазы (фото). Элегантная колоннада отделяет нижний ярус от среднего. В среднем ярусе расположены три резных окна-розетки. По углам вокруг центральной розетки помещены символы евангелистов. Центральную розетку как бы поддерживают атланты или консоли - три небольшие человеческие фигурки, стоящие на спинах животных (фото). Верхний ярус выполнен в форме треугольного тимпана, в центре которого стрельчатая арка. Видимо, под ней должен был быть помещён фриз, который так никогда и не был изготовлен.

Рядом с собором находится квадратная в плане колокольная башня. Она возведена на остатках от цистерны римского периода и осталась от церкви, построенной при епископе Угоне (при второй перестройке церкви). Затем, во время строительства собора, колокольня была надстроена. Она, как и нижний ярус собора, разделена на своеобразные квадраты. Четыре нижних яруса колокольной башни украшены ложными арками. В верхнем ярусе башни, где расположена звонница, открываются сдвоенные бифоры. Рядом с основанием колокольни находится старинное здание, считающееся домом, где родилась святая Клара.

В плане собор представляет собой трёхнефную базилику. Внутреннее убранство собора восходит к переделкам в стиле позднего Возрождения, которые были осуществлены в 1571 году. При работах 16 века, проведённых под руководством Галеаццо Алесси, своды были переделаны в стиле эпохи Возрождения, но оригинальные бочкообразные своды целиком сохранились за ними. Тогда же, в 16 веке, над алтарной частью был возведён восьмиугольный купол. Внутри собора находится 10 алтарей. Между ними стоят статуи пророков работы Агостино Сильвы (1672). У входа в собор можно видеть статуи святого Франциска (1882, Джованни Дюпре) и святой Клары (1888, Амалия Дюпре).

В соборе сохранилась старинная купель, в которой крестили святого Франциска, святую Клару и, возможно, императора Фридриха II. Купель находится в начале правого нефа. Декоративная отделка купели была выполнена в конце 19 века. Над последним правым алтарём можно видеть изображения Христа и святых, написанные Доно Дони (1555). Этим же художником написаны Снятие с креста (1563, правый трансепт) и Распятие (1563, левый трансепт), находящиеся в двух боковых алтарях по сторонам от главного алтаря. В соборе можно также видеть надгробие святого Виталия (1370). В апсидальной части можно полюбоваться хорами, украшенными резьбой, выполненной Пьерджакомо да Сансеверино (1520). В центре стоит большой орган 19 века.

Ризница собора, в основном, расписана в 17 веке. В левой части ризницы расположена небольшая дверь, ведущая в подземную капеллу святого Франциска.

В левом нефе собора расположен вход в музей, где сейчас хранятся некоторые фрески, ранее украшавшие стены собора: Бичевание, Распятие и Снятие с креста датируются 1330-40 годами и приписываются кисти Пуччо Капанны; фреска Святой Антоний Падуанский и триптих Богоматерь с младенцем и святыми датируются 1460-70 годами и принадлежат кисти Николо ди Либераторе. В музее также выставлены реликварии; капители колонн церкви, которая предшествовала собору и другие экспонаты.

Из алтарной части можно попасть в капеллу Оплакивания, названную так, потому что в ней находится деревянная копия (конец 19 века) терракотовой скульптуры Оплакивания (15 век). Оригинальная терракотовая статуя, по легенде, слезоточила и считалась чудотворной.

Следует обратить внимание на капеллу Причастия (Sacramento), построенную в 1663 году по проекту Джакомо Джорджетти. Капелла расписана фресками и украшена картинами в не очень характерном для Ассизи стиле стиле барокко. Кисти Джованни Андреа Карлоне (17 век) в этой капелле принадлежат: Жертва Илии, Агарь в пустыне, Молитва Давида, Илия и ангел, Рождество, Жертва Исаака и др. Фрески апсиды и свода сделаны Джакомо Джорджетти (1663) и Джованни Антонио Греколини (18 век). Рядом расположен орган 17 века, полихромная статуя алтаря Богоматери скорбящей (1672) и алтарь святого Франциска с аллегорическими фигурами добродетелей работы Агостино Сильвы и картиной Христос во славе и святые кисти Доно Дони (1550).

Внизу расположена трёхнефная крипта. Крипта соответствует алтарной части церкви, которая предшествовала собору святого Руфина. Мощи святого Руфина хранятся в саркофаге римского периода (3 век). В крипте также находится средневековый колодец глубиной 28 м. Рядом с колодцем были найдены остатки внутреннего двора, восходящие к каролингской эпохе (10 век). На своде апсиды можно различить фрагменты фресок с символами евангелистов (11-12 века).


Комментарии и оценки