«Путешествия помогают нам быть скромнее. Каждый из нас лишь крохотная песчинка в этой пустыне людей»

-- Гюстав Флобер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святой Клары

Читать
Базилика святой Клары (Basilica di Santa Chiara)
Предложить свои фото

Базилика святой Клары (Basilica di Santa Chiara)

Базилика святой Клары стоит на одноимённой площади piazza Santa Chiara, примерно в 250 м на юго-запад от кафедрального собора Ассизи.

Базилика святой Клары стоит на одноимённой площади piazza Santa Chiara, примерно в 250 м на юго-запад от кафедрального собора Ассизи.

Базилика, посвящённая последовательнице святого Франциска Ассизского, святой Кларе, была возведена на месте старинной церкви святого Георгия. Именно в церкви святого Георгия изначально был погребён (1226) и канонизирован (1228) святой Франциск Ассизский. Затем его останки были перезахоронены (1230) в построенной в его честь базилике. Клара также выбрала церковь святого Георгия, желая быть погребённой в ней. Вскоре после смерти святой Клары (1253) и её канонизации папой Александром IV (1255), были начаты работы по строительству базилики по проекту Филиппо да Кампелло. Рядом с базиликой был возведён и монастырский комплекс для сестёр-кларисс, получивших своё название в честь основательницы ордена святой Клары. В 1265 году базилика святой Клары была освящена. В последующие века велись работы, в основном, по оформлению церкви. Между 1850-72 годом в базилике была построена крипта. В 1997 году базилика сильно пострадала от землетрясения, сейчас лишь часть базилики открыта для посетителей.

Базилика построена в итальянском готическом стиле, часто называемым францисканским стилем. Архитектурным прообразом для неё послужила базилика святого Франциска, также находящаяся в Ассизи. Простой фасад выложен из горизонтальных полос, выполненных из белого и розового камня. Розовый камень, добываемый на горе Субазио, красив и обладает особым блеском. Фасад делится на три яруса. Верхний ярус фасада выполнен в форме треугольного тимпана с небольшим круглым окном. В среднем ярусе открывается резное окно-розетка (современной работы). В нижнем ярусе фасада расположен портал. По обеим сторонам полукруглая арка портала украшена фигурками львов. В 14 веке для придания устойчивости сооружению были добавлены наружные аркбутаны. Три из них, с левой стороны здания, видны, три другие (справа) были впоследствии встроены в структуру примыкающего к церкви монастырского комплекса сестёр-кларисс. Справа от апсиды поднимается квадратная в плане колокольная башня. Колокольня базилики святой Клары - самая высокая в Ассизи.

Внутреннее убранство храма выполнено в строгом францисканском стиле. Над внутренним пространством базилики, состоящей из одного нефа с трансептом и полигональной апсидой, поднимается крестообразный свод. Стены нефа лишены декоративной отделки, хотя на левой стене у входа видны следы фресковой росписи. Своды базилики расписаны фресками. Как в базилике святого Франциска, весь по всему периметру нефа идёт галерея, но в базилике святой Клары она расположена на уровне капителей пилястров.

Справа расположена самая древняя часть храма капелла святого Георгия. Она осталась от древней церкви святого Георгия, стоявшей некогда на месте нынешней базилики святой Клары. Капелла святого Георгия разделена на две части: капеллу Причастия и капеллу Распятия. Капелла Причастия украшена фресками 14 века: Благовещение, Святой Георгий, Вертеп, Богоявление (Паче ди Бартоло) и Богоматерь на троне с младенцем и святыми (1340-46, Пуччо Капанна) и другие фрески мастерских Джотто и Лоренцетти. В капелле Распятия или Реликвий хранится почитаемое распятие, датируемое 12 веком, из церкви святого Дамиана. Молясь перед этим распятием, святой Франциск, согласно преданию, услышал глас Бога, велевший ему отстроить церковь Господню. С 1212 года община сестёр-кларисс жила рядом с церковью святого Дамиана. Переезжая в свой новый монастырь, возведённый рядом с базиликой, сёстры-клариссы забрали с собой эту ценную реликвию. В той же капелле хранятся и другие реликвии святого Франциска и святой Клары.

В правом трансепте свод украшает Житие святой Клары (конец 13 века) работа так называемого Мастера святой Клары (некоторые исследователи приписывают эту работу Чимабуэ). В центре расположено изображение святой, а по сторонам в восьми квадратах сцены из её жития. Рядом написаны библейские сцены (первая половина 14 века, так называемый Мастер-экспрессионист святой Клары) и эпизоды из жизни святой (14 век). В капелле святой Агнессы хранятся мощи блаженных монахинь. Стены этой капеллы расписаны Мартинелли и Спаньоли (17 век).

Главный алтарь базилики (14 век) окружён двенадцатью полигональными колоннами, установленными в 15 веке, и закрыт калиткой из кованого железа (18 век). Левый свод украшает Рождество Христово (14 век, мастерская Джотто). Также на своде алтарной части имеется фресковый цикл Святые и ангелы. На левой стороне стены Богоматерь с младенцем. Образ написан в византийской манере. Он близок по иконографии к Одигитрии (Путеводительнице) и датируется 13 веком. Люнет украшен эпизодами из Ветхого завета, выполненными в той же манере, что и росписи верхнего яруса Верхней церкви в базилике святого Франциска в Ассизи. Эти росписи восходят к концу 13 века. Распятие в апсиде приписывается так называемому Мастеру святой Клары и датируется 1280-90 годами.

Нетленные мощи святой Клары были обретены вновь под главным алтарём базилики в 1850 году. Для саркофага с мощами святой Клары в 1850-72 годах была построена крипта. В 1935 году крипта была перестроена в неоготическом стиле. В ней также хранятся некоторые реликвии (одежда, личные вещи и т.д.), связанные со святым Франциском и святой Кларой.


Комментарии и оценки