Баптистерий святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции, расположен на площади Дуомо, перед кафедральным собором города.
Здание баптистерия было построено на остатках римского сооружения 1 века, возможно, храма, посвященного богу Марсу. Точная дата постройки неизвестна, вероятно, это 4 5 века. В 7 веке в период лангобардского господства здание было перестроено. Первое упоминание о здании относится к 897 году, в то время нынешний баптистерий носил статус базилики. В 1059 году папа Николай II освятил полностью перестроенную базилику (к этому времени здание получило свою восьмиугольную форму), а с 1128 года здание официально становится городским баптистерием.
К середине 12 века относится внешнее покрытие стен здания мрамором, Во второй половине 13 века реализован купол. Прямоугольная апсида построена в 1202 году и снабжена алтарем. В 1220 году закончено мозаичное покрытие апсиды и купола.
Между 1330 и 1336 годами Андреа Пизано создается первая из трех великолепных бронзовых дверей (сейчас южная дверь). Между 1401 и 1424 годами Лоренцо Гиберти создал вторую дверь (сейчас северная дверь), при этом Гиберти выиграл очень представительный конкурс, в котором участвовал сам Филиппо Брунеллески.
Третья дверь была исполнена тем же всегда Гиберти между 1425 и 1452 годами (сейчас восточная дверь). Для создания двух дверей Гиберти открыл собственную лавку по обработке бронзы, в которой трудись такие великие в будущем деятели искусств, как Донателло, Микелоццо, Мазолино и Паоло Учелло.
Диаметр восьмиугольного сооружения, относящегося к флорентийскому романскому стилю в архитектуре, составляет 25,6 метров. Необходимость строительства здания большого размера обусловлено тем, что крещение во Флоренции традиционно проводилось два раза в год, и все жители Флоренции до 19 века были крещены именно в Баптистерии у Дуомо. Здание покрыто восьмиреберным куполом. Внешнее украшение из белого мрамора из Каррары и зеленого мрамора из Прато.
К величайшим произведениям искусства в Баптистерии следует отнести фрески купола (конец 13 начало 14 века) и три бронзовых двери (1330 1452).
Фрески купола созданы группой флорентийских мастеров конца 13 века, среди которых, возможно, был учитель Джотто Чимабуэ, а также Коппо ди Марковальдо и Мелиоре. На фресках изображены иерархия ангелов, сцены Страшного суда, сотворения мира, жития Марии и Иисуса.
На двери работы Андреа Пизано (1330 1336) 28 плиток (7 в высоту и 4 в ширину). Первые 20 плиток изображают сцены жизни святого Иоанна Крестителя, оставшиеся 8 олицетворяют добродетели (Надежда, Вера, Милосердие, Смирение, Крепость духа, Умеренность, Справедливость, Благоразумие).
Структура плиток на первой двери работы Лоренцо Гиберти (1401 1424; сейчас северная дверь) в целом повторяет структуру на двери Андреа Пизано 28 плиток (7 Х 4). Первые 20 верхних плиток изображают сцены из Нового Завета, в последних двух рядах - четыре евангелиста (предпоследний ряд) и четыре Учителя Церкви (последний ряд).
На потрясающих Вратах Рая Лоренцо Гиберти (1425 1452) - 10 широких прямоугольных плиток (5 Х 2). Вдоль плиток - обрамление с изображением пророков. Плитки демонстрируют сцены из Ветхого Завета.
Дверь была серьезно повреждена во время наводнения 1966 года и плитки заменены в настоящее время копиями, в то время как восстановленные оригиналы находятся в Музее Дуомо. Вратами рая эти ворота назвал сам Микеланджело.
Комментарии и оценки