«Не следуй уже проложенным путем. Напротив, иди там, где нет пути, и проложи новый»

-- Ральф Уолдо Эмерсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Дворец норманнов

Читать
Дворец норманнов (Палаццо Норманни) и Дворцовая капелла (Palazzo dei Normanni e Cappella Palatina)
Предложить свои фото

Дворец норманнов (Палаццо Норманни) и Дворцовая капелла (Palazzo dei Normanni e Cappella Palatina)

Дворец норманнов находится в центре Палермо, примерно в 700 м от Кафедрального собора. Главный вход во дворец осуществляется с площади Независимости (piazza Indipendenza).

Дворец норманнов находится в центре Палермо, примерно в 700 м от Кафедрального собора. Главный вход во дворец осуществляется с площади Независимости (piazza Indipendenza).

Королевский дворец норманнов был воздвигнут в одной из самых старинных частей города. Когда-то на этом месте селились финикийцы, следы их построек встречаются в нижних слоях. Место было очень удобно, эта часть древнего города была одной из самых высоких, доминируя над низинами рек Кемонии и Папирето. В арабский период здесь была возведена крепость Аль-Каср.

В 1072 году Роберт Гвискар и его брат Рожер Отвиль завоевали Сицилию. К крепости сначала пристраивается Красная (названная так по цвету используемого строительного материала) башня. Ещё Рожер I, получивший титул великого графа Сицилии, планировал преобразовать крепость во дворец. Однако успешную реализацию проекта начал в 1130 году его сын, первый король Сицилии Рожер II. В 1132 году на месте более древней церкви возводится капелла святых Петра и Павла или Палатинская капелла.

Дворец расширялся и перестраивался. При наследниках Рожера II, Вильгельме I и Вильгельме II, к комплексу дворца добавляются башни, соединённые переходами: Пизанская, Иоария (Джоария), Киримби, Греческая. Дворец при норманнах являлся административным, политическим, культурным центром. На территории дворца функционировал монетный двор, поэтическая школа и даже ткацкое производство (при арабах Сицилия славилась своими тканями на всю Европу, и норманны сделали всё для сохранения и развития этого ремесла).

При Анжуйской и Арагонской династиях дворец постепенно утрачивал своё значение. Властители предпочитали другие резиденции. Комплекс стал рассматриваться как фортификационное сооружение. В 15 веке дворец был практически покинут, продолжала действовать лишь капелла.

Возрождение дворца началось во второй половине 16 века, при испанцах. Комплекс перестраивался по новым военным и представительским требованиям. Дворец стал резиденцией испанских вице-королей Сицилии. В 1553 году по стратегическим соображениям была разрушена Красная башня. В 1560 был построен бастион, обращённый на запад, и караульный корпус между Пизанской и Греческой башнями. В 1567 году Греческая башня была частично разрушена для расширения помещений. В 1569 - 1571 годах была разрушена западная часть дворца норманнской постройки. Материалы и фундаменты были позднее использованы при строительстве здания на месте норманнской башни Киримби, выходящего на Фонтанный двор, и других построек. В то же время были сооружены галереи Фонтанного двора. В 1580 был проложен коридор, соединяющий дворец с Новыми воротами. В 1599 - 1601 годах был обустроен большой двор Македы, названный в честь тогдашнего вице-короля, с парадной лестницей, соединявшей три уровня галерей.

К 17 веку облик дворца, сохранявшийся на протяжении четырёх столетий, был существенно изменён. В 1647 году были построены ещё два бастиона, созданы новые помещения (сейчас их занимает комендатура Сицилии), разрушен купол башни Иоарии (Джоарии) и заменён деревянной крышей. В 1787 году при перестройке Галереи появились Красный, Жёлтый и Зелёный залы.

При Бурбонах дворец продолжает менять свой вид. На Пизанской башне построена астрономическая обсерватория (1790). В 1798 году двор переехал из Неаполя, занятого французами, в Палермо, и помещения дворца снова были обновлены согласно требованиям эпохи. В 1811 году в очередной раз были декорированы стены Зала парламента, который благодаря мотивам росписи стал называться Залом Геркулеса. После 1820 года были разрушены бастионы.

После объединения Италии во дворце, формально всё ещё королевском, были размещены различные административные структуры. В 1930 году были начаты реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. С 1947 года в комплекс стал резиденцией Региональной ассамблеи Сицилии. Во дворце также размещается Астрономическая обсерватория Палермо.

Украшенные ложными арками фасады, выходящие на площади Независимости, несмотря на все перестройки, сохраняют свой вид арабо-норманнской крепости. Из нескольких башен дворца полностью сохранилась лишь Пизанская. Фасад, выходящий на Piazza Vittoria, имеет черты архитектурного стиля эпохи Возрождения.

К норманнскому периоду относится Палатинская капелла, представляющая собой трёхнефную базилику с тремя апсидами. Пространство капеллы делится на нефы гранитными и мраморными колоннами с капителями, являющимися основанием для стрельчатых арок. Отличительной особенностью капеллы является купол деталь, не очень характерная для арабо-норманнского стиля.

Купол, трансепт и апсиды капеллы украшают византийские мозаики одни из лучших из сохранившихся на Сицилии. Самые ранние мозаики, покрывающие купол, восходят к 1143 году (Христос Вседержитель и архангелы). Резной деревянный потолок с мукарнасами (сотовым сводом) среднего нефа и балочные перекрытия потолка боковых нефов выполнены в арабском стиле. Потолок украшают изображения на тему светских развлечений (12 век).

Уго Фалькандо, летописец норманнского двора, посвятил приблизительно в 1190 году следующие строки Палатинской капелле: Взгляду тех, кто входит во дворец с этой стороны, является сначала Королевская капелла с облицованным полом великолепной работы; со стенами, отделанными внизу драгоценными мраморными плитами и мозаиками вверху, золотыми и многоцветными, содержащими истории Старого и Нового завета. Высочайший деревянный потолок украшен необыкновенно элегантной резьбой, изумительно разнообразие изображений и сверкание золота, лучи которого повсюду.

Завершена отделка капеллы (боковые нефы) была в 1460 году при Арагонской династии. Представляют интерес также амвон норманнской эпохи и пасхальный канделябр дар архиепископа Палермо по случаю коронации Вильгельма I. В крипте капеллы находится небольшой музей Сокровищница Палатинской капеллы. В 2004 году капелла пострадала от землетрясения, реставрационные работы были закончены в 2008 году.

К норманнской эпохе восходит также интерьер зала Рожера. Главная достопримечательность этого зала мозаики 12 века (за исключением имперских орлов, добавленных при Фридрихе II). Мозаики византийской школы с их великолепной сказочной шаблонностью и прекрасной композицией напоминают скорее персидский или, ещё лучше, сельджукский стиль, чем арабский, - писал историк искусства Бернард Беренсон. Светская, не религиозная тематика большая редкость для мозаичных памятников на Сицилии.

Мозаичные полотна в зале Рожера Муратов описывал так: На сплошном золотом фоне птицы-фениксы клюют рубиновые плоды с изумрудных пальм. Кентавры бешено мчатся друг против друга. Собаки преследуют заколдованных оленей, и стрелки из лука подстерегают их, припав на одно колено. Под фантастическими пальмами гуляют пёстрые павлины, пятнистые леопарды и геральдические львы.

На нижнем этаже башни Иоарии (Джоарии) расположен зал Оруженосцев, случайно открытый во время реставрации в начале 20 века. В этом помещении находятся четыре вмурованных в пол кувшина, предполагают, что в них сицилийские короли хранили свою казну. Из королевских апартаментов третьего этажа наиболее известен зал Геркулеса, где собирается Региональная ассамблея Сицилии. Плафон зала, изображающий вознесение Геркулеса, был расписан Джузеппе Веласкесом.


Комментарии и оценки