«Лишь тот, кто странствует, открывает новые пути»

-- Норвежская пословица

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь Марторана

Читать
Церковь Марторана (Chiesa della Martorana)
Предложить свои фото

Церковь Марторана (Chiesa della Martorana)

Церковь Марторана, также именуемая церковью Богоматери адмирала и греческой церковью святого Николая, находится в центре города, примерно в 700 м к востоку от собора Палермо, недалеко от пересечения via Maqueda и via Vittorio Emanuele, на площади piazza Bellini.

Церковь Марторана, также именуемая церковью Богоматери адмирала и греческой церковью святого Николая, находится в центре города, примерно в 700 м к востоку от собора Палермо, недалеко от пересечения via Maqueda и via Vittorio Emanuele, на площади piazza Bellini.

Сохранилась греко-арабская грамота 1143, разрешающая главному адмиралу Рожера II постройку церкви. Надпись на южном фасаде также указывает на дату основания и личность основателя – главного адмирала, сирийца Георгия Антиохийского. Церковь строилась для православного греческого прихода. Закончена она была около 1152 года. Ко второй половине 12 века относится и строительство четырёхъярусной романской колокольни, во многом сохранившей свой изначальный вид. Оригинальный купол колокольни был заменён четырьмя парусами.

В 1394 году здесь был основан монастырь Марторана (по имени основательницы монастыря). Название Марторана получила и церковь. Альфонсо V Арагонский передал монастырь бенедиктинцам, в 1431 в их владение перешла и церковь. В 1435 году передача была закреплена папской буллой, и греческий обряд был заменён латинским.

За долгую историю было осуществлено множество перестроек, изменений. В середине 16 века с целью расширения храма была разрушена стена и внутренний притвор. Притвор был покрыт крышей, переделан и как бы встроен в структуру храма. В конце 17 века была разрушена центральная апсида с мозаикой, изображавшей, как предполагают исследователи, Богоматерь. По проекту Паоло Амати на её месте был возведена алтарная часть в барочном стиле.

В 1717 году расширенный неф церкви был расписан фресками работы Гульельмо Борреманса, Оливио Соцци, Антонио Грано. В 1740 году Николо Пальма добавил фасад в стиле барокко, выходящий на piazza Bellini.

Монастырь в 1866 году был упразднён, церковь также была закрыта. В 1870 - 1873 годах под руководством Джузеппе Патриколо была проведена реставрация церкви. Были удалены некоторые элементы, добавленные в 18 веке. В 1926 году церковь была открыта вновь. В 1937 году по булле понтифика церковь была передана албанским униатам (итало-албанской католической церкви). В 1943 году сюда была перенесён приход из разрушенной греческой церкви святой Софии и стала именоваться греческой церковью святого Николая.

В архитектуре строения переплелись византийские, романские, арабские и барочные черты. В плане трёхнефного храма лежит греческий крест, позднее удлинённый при расширении здания за счёт притвора, в восточной части церкви – три апсиды. На четырёх центральных колоннах (типичная деталь византийских церквей) располагаются стрельчатые арки, поддерживающие полусферический купол (черты исламского влияния).
Главным украшением церкви являются её мозаики, выполненные византийскими мастерами. Мозаика купола изображает Христа Вседержителя и архангелов. Вокруг купола вырезан гимн греческого богослужения, записанный арабскими буквами. Ещё одна арабская надпись видна справа под хорами. Ниже купола изображены евангелисты, апостолы. Особый интерес представляют мозаики с изображением Георгия Антиохийского, преклонившегося перед Богоматерью, и короля Рожера II, получающего благословление Христа, (капелла святого Бенедикта). Исследователи считают, что изображения Рожера II и Георгия Антиохийского выполнены с натуры и являются портретными. Мозаики церкви Марторана – одни из самых древних на Сицилии.

Колокольня имеет в плане квадрат. Нижний ярус колокольни представляет собой арки, опирающиеся на угловые колонны. Три верхних яруса состоят из бифор.

С церковью Марторана связана легенда о названии традиционной сицилийской сладости – «марторанских фруктов» - миндальных марципанов в виде фруктов. Предание гласит, что в 1537 году Карл V посетил Палермо. В монастырском саду на апельсиновых деревьях, несмотря на июль, не было плодов. Монахини, желая показать, как сад монастыря Марторана красив и прекрасно ухожен, придали форму фруктов миндальному тесту, раскрасили «фрукты» и развесили их на деревьях. Так появились марторанские фрукты.


Комментарии и оценки