Церковь святой Агаты у тюрьмы располагается в 100 метрах к западу от Римского амфитеатра, в 500 метрах на северо-запад от кафедрального собора святой Агаты. Церковь построена на руинах Бастиона святой тюрьмы, который являлся частью крепостной стены, возведённой в 16 веке королём Карлом V. Согласно легенде именно на этом месте находилась темница, в которой была заключена святая Агата до мучений, и оно дало название церкви, здесь построенной.
Церковь представляет собой соединение частей, созданных в различные эпохи и в различных стилях. Основная часть здания была построена после землетрясения 1693 года по проекту архитектора Джованни Баттиста Ваккарини в виде традиционной однонефной базилики. Западный фасад церкви достаточно типичен для сицилийского барокко, по форме он напоминает римскую триумфальную арку, имеет повышенную центральную часть, в центре второго яруса которой находится звонница. Фасад завершается своеобразной скульптурной композицией, в центре которой медальон с полуфигурой святой Агаты, над ним возвышается купол в виде огромного венца-короны, украшенной растительными мотивами и увенчанной крестом. По сторонам от медальона представлены фигуры ангелов, сидящих на углах раскрепованного фигурного фронтона.
С этой барочной архитектурой прекрасно сочетается древний портал, перенесённый сюда из предшествовавшего храма, восходящий ещё к 12 веку и решённый в романском стиле. Этот портал представляет собой уникальный для Сицилии пример архитектуры времени расцвета апулийской романики. Это созданный из белого мрамора арочный перспективный портал, с тремя маленькими колонками с каждой стороны, каждая из которых украшена индивидуальным орнаментальным мотивом (в виде шахматной доски, рыбьей косточки или ромбов). На карнизе в основаниях арочек представлены скульптурные группы и отдельные фигурки библейских святых и различных символов, реальные и воображаемые звери, плетёные растительные орнаменты.
Интерьер церкви оформлен после землетрясения конца 17 века в динамичных барочных формах. Однако восточная алтарная часть храма относится ко времени поздней готики, о чём свидетельствуют крестовые нервюрные своды, опирающиеся на тонкие колонки с коринфскими капителями. Рядом с алтарём святого Распятия хранится две плиты из лавового камня, на одной из которых видны следы ног, считающиеся отпечатками, оставленными на плите святой Агатой во время её молитвы в темнице. Кроме того, среди реликвий собора сохранился драгоценный ковчег (фото) с частицами мощей святой Агаты, привезённый в Катанию из Константинополя в 1126 году.
Комментарии и оценки