«Когда я созерцаю чудеса заката или грацию моря, моя душа преклоняется в благоговении пред Творцом»

-- Махатма Ганри

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь святого архангела Михаила в Оледжо

Читать
Церковь святого архангела Михаила в Оледжо (Chiesa di San Michele di Oleggio)
Предложить свои фото

Церковь святого архангела Михаила в Оледжо (Chiesa di San Michele di Oleggio)

Церковь святого архангела Михаила, расположенная на кладбище пригорода Оледжо (20 км на север от Новары), представляет собой важнейший памятник романского искусства.

Церковь святого архангела Михаила, расположенная на кладбище пригорода Оледжо (20 км на север от Новары), представляет собой важнейший памятник романского искусства.

Первые упоминания о храме, построенном в данном месте, встречаются в документе 973 года, где речь, вероятно, идет о небольшой церквушке, обнаруженной при раскопках 2001 года. Руины этой старой церкви погребены под более новым романском храмом, построенном в 11 веке, который вплоть до 16 века выполнял функции приходской церкви региона. С постройкой нового храма, посвященного святому Петру, эта церковь была заброшена и, не получая должного ухода, стала разрушаться. Однако при этом ей удалось избежать значительных вмешательств в более поздние эпохи и, несмотря на то, что сохранность ее оставляет желать лучшего, она все еще может представить много интересных свидетельств своей истории.

Церковь имеет базиликальную структуру и сохраняет все черты романского стиля. Стены ее выложены из перемежающихся каменных и керамических блоков, что придает им специфическую рябую фактуру. Трехчастный рисунок фасада, напоминающий о трехнефном строении помещения, дополнен вертикальными лопатками с полукруглыми слепыми арками. Обращает на себя внимание асимметрия, проявляющаяся как в пропорциях нефов, так и в расположении центрального портала, которая может быть объяснена необходимостью приспособить постройку к уже существующему на этом месте религиозному сооружению. Асимметрия также усилена окном, пробитым в южный неф, которое выходило на братскую могилу, сооруженную в 1710 году и разрушенную в начале 20 веке. Боковые стены также декорированы лопатками, в них пробиты окна с глубокими откосами, ориентированными наружу. С восточной стороны здание замыкают три разновеликие апсиды.

Внутри нефы разделены простыми пилонами, не имеющими ни оснований, ни капителей и соединенными между собой полуциркульными арками. Пресвитерий, как в большинстве романских церквей, поднят над уровнем покрытия. На него ведут две лестницы. Под пресвитерием находится крипта, в которую можно попасть из боковых нефов. Крестовые своды крипты поддерживают пилоны квадратной и восьмиугольной формы, которые разбивают ее на три нефа.

Внутри церкви находятся важнейшие фресковые циклы романской эпохи, которые датируются второй половиной 11 века. Поверхность внутренней стороны фасадной стены содержит фреску Страшный суд с фигурой Христа, окруженной ангелами, апостолами и церковными сановниками. На боковых стенах, рядом с контрфасадом изображены сцена Обретение тела святого (справа) и фрагмент неидентифицируемой фрески с фигурой скорбящей Богоматери (слева). Кроме сакральных мотивов можно увидеть геометрический орнамент и фигуры животных павлинов, оленей и проч.

Другой важный цикл фресок располагается на центральной апсиде. Здесь можно различить фигуру Христа Вседержителя и архангела Михаила, предводительствующего ангелами. Справа, в соответствии с канонами византийской живописи, должна была находиться Богоматерь, изображение которой стерлось. Ниже Христа изображена сцена из книги 8 века, в которой рассказывается назидательная история о том, как стрела, пущенная пастухом в отбившегося от стада быка, загадочным образом поразила его самого. Среди более поздних произведений искусства, находящихся в церкви, интерес представляют картины на пилястрах нефов, относящиеся к 15 -16 векам.


Комментарии и оценки