В местечке Лорето, в окрестностях Анконы (в 30 км к югу), располагается, пожалуй, одно из наиболее популярных паломнических мест Италии, связанных с почитанием Богоматери, - Базилика Святого Дома Марии. По древнему преданию, Святой Дом представляет собой тот самый домик, в котором две тысячи лет назад в Назарете проживало Святое Семейство, в котором Деве Марии с благой вестью явился архангел Гавриил, и в котором затем прошли детские годы Спасителя. Базилика святого Дома располагается в конце улицы via Lauretana, дороги, созданной ещё в позднем Средневековье и соединяющей святилище в Лорето с Римом.
Первоначально Святой Дом, располагавшийся в Назарете, был найден и прославлен византийской царицей равноапостольной Еленой во время её путешествия по святым местам. Над этим домом по её повелению была выстроена посвящённая Богоматери церковь. В конце 13 века, после падения Крестоносного королевства в Палестине и изгнания христиан из Святой Земли, этот храм был разрушен и существование самого Святого Дома оказалось под угрозой. По сохранившемуся до нашего времени преданию, спасая святыню от мусульман, ангелы по воздуху перенесли её в Далмацию, а вскоре Святой Дом оказался в окрестностях Анконы и уже навсегда остался в Лорето.
Эта древняя легенда о перенесении Святого Дома ангелами в действительности восходит к реальным историческим событиям. По всей видимости, при отступлении крестоносцев из Палестины, когда возникла угроза разрушения святыни, её спасение было организовано правителем Эпирского Царства Никифором I, происходившим из византийского рода Комнинов-Ангелов. В 1291 году разобранный на отдельные камни домик был перенесён в Терсатто (в современной Хорватии), а затем в 1293 году в Анкону и, наконец, 10 декабря 1294 года в Лорето, где он был заново собран по точным чертежам и схемам. Само место, куда была перенесена святыня, выбрано не случайно: документально подтверждается, что уже за столетие до перенесения сюда Святого Дома на этом месте находилась церковь святой Марии в лавровой роще (топоним Лорето образован от laureto - с итал. лавровая роща). В дальнейшем над домиком была воздвигнута церковь, которая стала важнейшим паломническим центром.
Святой Дом, располагающийся в центре базилики, на средокрестии под куполом, представляет собой небольшое сооружение, длиной всего 850 см., шириной 380 см. и высотой 410 см. (фото). Он состоит из трёх стен, поскольку в Назарете он был вплотную приставлен к скале, заменявшей ему четвёртую стену. По палестинской традиции, домик состоял из двух частей, подземной пещерной части, которая до сих пор является главной святыней Церкви Благовещения в Назарете, и наземных маленьких комнат. В восточной части домика устроен алтарь, в котором в специальной нише за престолом хранится статуя Лоретской Богоматери с Младенцем. Снаружи Святой Дом покрыт мраморной облицовкой, с богатой барочной декорацией, и увенчан активным выступающим антаблементом с невысокой балюстрадой. Стены домика украшены полуколоннами, статуями в нишах и рельефами на темы, связанные с жизнью Богоматери. Внутри домика верхние части первоначальных стен в 14 веке были покрыты фресковыми росписями, а нижний ярус был оставлен нетронутым для обозрения и почитания верующими.
Впервые подлинность святыни подтвердили своими особыми буллами римские папы в 1491 и в 1507 годах. Проведённые же недавно научные исследования камней Святого Дома убедительно доказали, что они имеют палестинское происхождение: они созданы из особой породы песчаника, образцы которого находят на территории Назарета. Кроме того, они сделаны в особой технике, которая была широко распространена в Палестине и Галилеи на рубеже тысячелетий. Исследования сохранившихся на стенах домика многочисленных граффити показали, что они относятся к иудейско-христианскому населению Святой Земли 2 5 веков н.э. Результаты этих и некоторых других работ учёных убедительно доказывают подлинность камней Святого дома и истинность его происхождения.
Для сохранения древней святыни, вокруг домика Марии была сооружена базилика, возведение которой продолжалось более века: работы начались в 1469 году в позднеготическую эпоху, а завершились в 1587 году строительством западного фасада в стиле позднего Возрождения. Проект колокольни, возведённой в 1755 году, был создан одним из лучших архитекторов позднего итальянского барокко Луиджи Ванвителли. Колокольня знаменита своим огромным колоколом, весом около 7 тонн, который был отлит мастером начала 16 века. Огромный светоносный купол, возведённый на высоком восьмиугольном барабане, словно парит над пространством базилики и осеняет хранящуюся здесь реликвию. Для строительства этого купола, завершённого в 1500 году, были приглашены знаменитые итальянские архитекторы эпохи Ренессанса Джулиано да Майано и Джулиано да Сангалло.
Как в прошлые времена, так и сегодня толпы паломников и туристов, стремящихся к святыне, встречает праздничный западный фасад с тремя порталами, которые знамениты своими бронзовыми дверями конца 16 века с рельефами на тему Воплощения Спасителя. Эта же тема развивается в статуях суровых и задумчивых сивилл и пророков, созданных в 16 веке скульптором Джованни Батиста дела Порта и размещающихся в нишах на фасадах. В плане церковь имеет форму латинского креста; это трёхнефная базилика с просторным и торжественным интерьером и с многочисленными капеллами в боковых нефах. Стены и своды купола расписаны фресками в 1610-х годах в барочном стиле с активными многофигурными композициями. Среди многочисленных помещений базилики есть несколько капелл, украшенных по желанию и вкладу различных народов и стран, в частности:
* Французская капелла или капелла Святых Таинств, расписанная по заказу французских католиков в конце 19 века;
* Славянская капелла или капелла святых Кирилла и Мефодия, украшенная по заказу православных верующих Хорватии;
* Американская капелла или капелла Успения Марии, украшенная в середине 20 века;
* Польская капелла Святого Сердца;
* Испанская капелла святого Иосифа.
Пожалуй, одной из наиболее важных и любопытных в художественном отношении капелл является баптистерий, фрески сводов и декорация которых выполнены Кристофором Ронкалли (по прозвищу Помаранчо), итальянским живописцем конца 16 начала 17 века, ярким представителем позднего римского маньеризма. Ему же принадлежит и декорация Сокровищницы или Зала даров, заказанного папой Климентом VIII для хранения огромного количества вотивных приношений и даров, оставляемых в базилике паломниками. Кроме того, необходимо отметить две сакристии (ризницы) базилики в Лорето: это Сакристия святого Иоанна, расписанная в 1477 1480 годах знаменитым итальянским художником Лукой Синьорелли, и Сакристия святого Марка, которая в это же время была украшена фресками мастером зрелого Ренессанса Мелоццо да Форли.
Ежегодно 8 сентября в честь Рождества Пресвятой Девы Марии и 10 декабря в память о появлении Святого дома в Лорето в святилище проходят торжества.
Комментарии и оценки