Кафедральный собор Анконы, носящий имя святого Иуды Кириака (Квириака), находится на холме Гуаско в северной части города на Соборной площади (Piazzale del Duomo).
Начало строительства собора относится к 10 веку. Он был построен на остатках раннехристианской базилики святого Лаврентия, которая в свою очередь была возведена на месте языческого храма Афродиты. 30 мая 1999 года было торжественно отмечено тысячелетие собора. По этому случаю в город приезжал папа Иоанн Павел II.
Изначально вход в трехнефное здание был обращен на юго-восток. В 998 1015 годах была выполнена перепланировка, которая сохранила трехнефную структуру.
На протяжении 11 13 веков собор постоянно расширялся и дополнялся. В 1017 году в церковь были перенесены останки святого Кириака. В 12 первой половине 13 века вход был перемещен на запад, а здание стало представлять собой в плане греческий крест.
Реставрационные работы были выполнены в 19 веке и после 1915 года, когда Анкона подверглась обстрелу австро-венгерского флота. Церковь также пострадала от англо-американской бомбардировки и землетрясения 1972 года, после чего была закрыта на пять лет. В 1977 году полностью восстановленный храм вновь был открыт для верующих.
Собор представляет собой прекрасный пример романского искусства с примесью византийских и готических элементов. Вместе с Кафедральным собором Модены и базиликой святого Зенона (Сан-Дзено) в Вероне он является одним из наиболее важных образцов данного стиля в Италии.
Фасад предваряет большая парадная лестница, которая примыкает к готическо-романскому протиру и арке, поддерживаемой колоннами. Передние опираются на львов из красного веронского гранита, а задние, добавленные впоследствии архитектором Ванвителли, установлены непосредственно на основание. На внутренней поверхности арки изображены символы четырех евангелистов.
Портал, приписываемый Джорджо да Комо (около 1228), выполнен из бело-красного камня горы Конеро. Над протиром находится большое резное окно в форме розы. Купол, состоящий из двенадцати сегментов, скорее всего, выполнен Маргаритоне дАреццо в 1270 году.
Справа отдельно от церкви стоит колокольня, с которой с 1314 года объявлялись городские новости.
Внутри храм делится на три нефа, разделенных романскими колоннами, которые завершаются византийскими капителями. Расписной деревянный потолок выполнен в 15 веке. Боковые крылья здания оканчиваются апсидами, под которыми находится крипта с урнами святых работы Варле.
В 1615 году одним венецианским мореплавателем в качестве благодарности за спасение его сына во время бури собору была передана картина с изображением Мадонны. До сих пор она является предметом глубокого почитания верующими Анконы.
Согласно хроникам, вечером 25 июня 1796 года во время литаний Мадонне в присутствии верующих изображение на картине открыло глаза и улыбнулось. То же происходило и в последующие дни. В это время по городу распространилось известие о победе Наполеона Бонапарта и подписании перемирия, которое предусматривало передачу Болоньи, Феррары и Анконы и возможность конфискации имущества церкви французами.
Таким образом, необычайное явление было истолковано как покровительство города небесными силами в момент опасности, исходящей от наполеоновских войск.
11 января 1797 года Наполеон Бонапарт, прибывший в Анкону, решил не производить конфискацию ценностей и украшений Кафедрального собора. Некоторые историки полагают, что это было вызвано политическими мотивами: французы хотели избежать трений с влиятельной религиозной элитой города, попытавшись с ней договориться.
13 мая 1814 года папа Пий VII короновал чудесную картину. Ночью с 16 на 17 декабря 1936 года картина, хранящаяся рядом с резиденцией епископа, была похищена неизвестными и обнаружена месяц спустя рядом с часовней Тор-Меццавиа (Tor Mezzavia) в Альбано-Лациале. Она была возвращена в Анкону 31 января 1937 года.
Кроме того, в соборе хранится большое деревянное распятие, представляющее собой большую художественную ценность. Оно датируется первой половиной 15 века. Согласно местному преданию, на протяжении 16 века распятие чудесным образом вылечивало больных.
Комментарии и оценки