«Однажды я поняла, что уехать далеко — невозможно: путешествия расширяют границы нашего мира»

-- Лилиан Смит

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Палаццо Те (Palazzo Te)
Предложить свои фото

Палаццо Те (Palazzo Te)

Южнее всех прочих основных достопримечательностей Мантуи, примерно в 1,5 км от Палаццо Дукале, расположился ярчайший пример архитектуры эпохи маньеризма загородный дворец резиденция правителей Мантуи, Палаццо Те.

Южнее всех прочих основных достопримечательностей Мантуи, примерно в 1,5 км от Палаццо Дукале, расположился ярчайший пример архитектуры эпохи маньеризма загородный дворец резиденция правителей Мантуи, Палаццо Те.

В средние века территория, где сейчас находится дворец, являлась небольшим островом, образованным разливами реки Минчо, под названием Тейето (Teieto). Сокращенное наименование этого островка стало и именем построенного дворца.

На болотистом островке, осушенном при Франческо II, отце Федерико II, располагались герцогские конюшни. После смерти своего отца, Федерико решил преобразовать островок в место для развлечения и отдыха, где он мог устраивать роскошные приемы, а при необходимости уединяться от обременительных обязанностей со своей любовницей Изабеллой Боскетти. Федерико считал образцом идеального загородного дома классические римские виллы, и посчитал, что только римский архитектор Джулио Романо способен создать для него островок счастья. Выяснилось, что не только заказчик нашел своего архитектора, но и наоборот никогда до этого и после этого у Джулио Романо не было такой возможности дать выход своему гению и фантазии.

Умело используя существующие строения, чередуя архитектурные элементы и естественные особенности территории, в едином стиле украсив великолепные комнаты дворца, Джулио Романо создал шедевр, считающийся наиболее ценным и гармоничным произведением целого стилистического направления в искусстве маньеризма.

Джулио Романо, не испытав ни малейших проблем с финансированием, быстро построил дворец своей мечты за полтора года лет, с 1524 по 1525 год. Далее в течение 10 лет (до 1534 года) интерьеры дворца украшались великолепными фресками. Любопытно, что тогда же произошло еще одно важнейшее событие в истории династии Гонзага и Мантуи маркизату был дарован статус герцогства (1530).

Монументальный горизонтальный комплекс дворца имеет в плане квадратную форму с широким внутренним двориком. Проект дворца вдохновлен традиционной римской загородной виллой. В отличие от городских дворцов, помещения для хозяев здесь находится на первом этаже, несколько поднятым над уровнем земли для защиты от разливов реки Минчо. Помещения для обслуживающего персонала дворца располагались на втором этаже. Фасады дворца с плоскими пилястрами выполнены с имитацией рустики оштукатуренным кирпичом. В центральной части южного и северного фасада двухъярусные арки без портика, открывающие путь к обширному внутреннему дворику. Низкая колоннада окружает во дворе небольшой внешний сад.

В 1530 году к восточной части сада было пристроено небольшое помещение (Домик Грота - Appartamento della Grotta), несколько небольших комнат с маленькой лоджией и собственным маленьким внутренним двориком с гротом, где ранее находился водный каскад для игр и принятия ванн.

В интерьере дворца самым большим и знаменитым является Зал Гигантов (Sala dei Giganti; Camera dei Giganti), расписанный Джулио Романо в 1532 1535 годах. Живопись (одна фреска!) полностью покрывает поверхности зала. Квадратного в основе с куполом на потолке. В куполе изображен Юпитер, который, с пучком молний в руках, громит Гигантов, пытающихся подняться к Олимпу (мифологический сюжет из Овидия). Фреска Зала Гигантов считается одной из лучших работ маньеристского стиля в истории живописи.

Впечатляют и другие работы великого мастера маньеризма, в особенности в Зале Амура и Психеи (Camera di Amore e Psiche; 1526 1528; в том числе знаменитая фреска Юпитер, соблазняющий Олимпиаду) и Большом лошадином зале (Sala dei Cavalli; 1525 1527; удивительные изображения лошадей). Впрочем, внимания заслуживают почти все комнаты прекрасного дворца.

Два любопытных символа можно часто встретить в украшении дворца. Первый это Юпитер на горе Олимп (возможно, Юпитер является воплощением императора Священной римской империи Карла V), второй личный символ Федерико Гонзага, саламандра, животное, не знающее любви, яркая противоположность характера самого чрезвычайно любвеобильного герцога.

Испанские, французские и австрийские нашествия и различные войны нанесли серьезный урон дворцу. Часто он использовался как казарма. Интерьеры многих залов были серьезно повреждены, ценные скульптуры вывезены или уничтожены. В 1866 году дворец становится собственностью государства, а в 1974 - муниципалитета Мантуи. После нескольких серий реставрационных работ дворец вновь позволяет посетителям погрузиться в творчество Джулио Романо. Благодаря восстановлению оранжереи, где культивировались апельсины и лимоны, было создано обширное пространство, используемое для временных выставок.

В самом дворце сейчас открыт музей, в котором, помимо изучения маньеристской живописи и архитектуры Джулио Романо, посетители могут ознакомиться с коллекцией монет и медалей времен Гонзага, довольно ценными древнеегипетскими и месопотамскими собраниями.


Комментарии и оценки