«Тем, кто познаёт, путешествовать необходимо»

-- Марк Твен

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Новая церковь Богоматери

Читать
Новая церковь Богоматери (Chiesa di Santa Maria Nuova)
Предложить свои фото

Новая церковь Богоматери (Chiesa di Santa Maria Nuova)

Новая церковь Богоматери находится в историческом центре города, неподалеку от средневекового квартала San Pellegrino и кафедрального собора (менее 200 м к востоку), и является одной из самых древних церквей Витербо.

Новая церковь Богоматери находится в историческом центре города, неподалеку от средневекового квартала San Pellegrino и кафедрального собора (менее 200 м к востоку), и является одной из самых древних церквей Витербо.

По легенде, в 380 году потомки Геркулеса, мифического основателя Витербо, заложили здесь храм Юпитера. Нынешняя церковь была основана еще до 1080 года на месте более ранней храмовой постройки, посвященной Богоматери, восходящей к 6 веку. По соседству с Новой церковью Богоматери располагался приют для паломников, от которого остались лишь два арочных пролета, которые можно увидеть справа от церкви. В 17-19 веках здание церкви, выстроенной в стиле ломбардской романики, подверглось значительным видоизменениям, однако реставрационные работы 1907-1914 годов вернули церкви первозданный облик.

Простой фасад церкви прорезают три узких окна. Единственный портал венчает люнет с едва заметными следами росписи, над которым врезана в стену мраморная голова, предположительно, Юпитера. С левой стороны фасада находится восьмигранная кафедра на тонкой колонне, посвященная Фоме Аквинскому, который в 1266 году с нее проповедовал. В конце северного фасада церкви можно увидеть три апсиды, центральная из которых декорирована аркатурой с зооморфными и антропоморфными мотивами, в чем отчетливо прослеживается ломбардское влияние. По лестнице можно пройти к маленькому лонгобардскому клуатру, который прилегал к раннехристианской церкви, расположенной ранее на этом месте. Прямоугольный клуатр, от которого сохранилось только две стороны, был открыт лишь в 1954 году во время реставрационных работ, продолжавшихся до 1980-х годов. На протяжении веков он использовался для массовых захоронений, что сказалось также на сохранности ризницы и древнего дома священника.

Церковь является прекрасным примером витербской романской архитектуры, в которой явственно прослеживаются ломбардские влияния. Базилика делится на три нефа двумя рядами колонн с не повторяющимися капителями, которые наравне с капителями Кафедрального собора, для которых они, по всей видимости, тоже служили образцами, являются подлинными шедеврами неизвестных витербских резчиков по камню. Стропильный потолок был расписан в 1460 -1490 годах растительными мотивами.

В интерьере церкви сохранились фресковые росписи 13-16 веков: Распятие работы Франческо дАнтонио Дзакки, прозванного Баллетта (15 век); Распятие тосканской школы (1293); Мадонна с младенцем на троне Баллетты (15 век); Распятие витербского художника Маттео Джованнетти, приверженца сиенской живописной манеры (около 1340).

Особого внимания заслуживает находящийся в алтаре левой апсиды триптих с изображением Деисуса (в центре Христос Пантократор, на боковых створках Богоматерь и Иоанн Креститель) римской школы 13 века, написанный на коже. На оборотной стороне изображен архангел Михаил в окружении святого Петра и святого Павла. Икона была найдена крестьянами в 1283 году во время пахотных работ в поле. Она находилась в каменном ящике, спрятанная, вероятно, примерно за сорок лет до этого от мародерств солдат Фридриха II, осаждавших город, которые не гнушались использовать живописные доски в качестве щитов. Триптих тогда был торжественно отнесен в церковь Новую церковь Богоматери, и с тех пор и по сей день каждый год это памятное событие отмечается праздничной процессией.


Комментарии и оценки