«Когда дойдёшь до вершины, продолжай восхождение»

-- Джек Керуак

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Собор святого Петра в Риме

Читать
Собор святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro in Vaticano)
Предложить свои фото

Собор святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro in Vaticano)

Собор святого Петра примыкает с запада к одноименной площади и находится в 800 метрах на запад от замка святого Ангела. Его купол доминирует над прилегающими районами и виден с многих точек исторического центра. Собор простирается на площади 2,3 гектара и способен вместить 60 тысяч людей.

Собор святого Петра примыкает с запада к одноименной площади и находится в 800 метрах на запад от замка святого Ангела. Его купол доминирует над прилегающими районами и виден с многих точек исторического центра. Собор простирается на площади 2,3 гектара и способен вместить 60 тысяч людей.

Согласно преданию в 64 году нашей эры смертью мученика погиб святой Петр один из столпов христианской веры. Считается, что он был распят около египетского обелиска, который сейчас установлен на площади святого Петра, а могила его находится в области, которая сейчас покрыта восточной частью собора. В первой половине 4 века на месте предполагаемого захоронения святого Петра была построена первая церковь, которая простояла вплоть до 16 века. Во время периода Авиньонского пленения за ней не было должного ухода, она обветшала, и было решено разрушить ее и построить новую. Строительство длилось более ста лет, за время возведения церкви на святом престоле сменилось множество пап, а в строительстве было вовлечено много именитых архитекторов. Первым архитектором, взявшимся за работу над храмом, был Донато Браманте. Он предложил план крестовой постройки с куполом. В 1547 году к строительству собора был привлечен Микеланджело. Именно он считается основным архитектором базилики. Тем не менее, Микеланджело опирался на идеи Браманте и его план представлял собой симметричную постройку, увенчанную массивным куполом. Позднее Карло Мадерна пристроил продолжение в виде нефа. Строительство завершилось лишь в 1690 году под руководством архитекторов Джакомо делла Порта и Фонтана.

Стены собора слегка изогнуты. Вокруг стен идет ряд мощных коринфских колон, над которыми проходит крупный сплошной карниз, придающий целостность постройке. Купол возвышается на высоту 136,57 метров от основания церкви до вершины креста, что делает его самым высоким куполом в мире. Он состоит из двух рядов кирпичной кладки, разделенных шестнадцатью каменными ребрами, и установлен на барабане, который в свою очередь опирается на опоры внутри собора.

Фасад выполнен архитектором Мадерна. Многие отмечают, что это наименее удачная часть собора: фасад получился непропорционально широким, потому что башни, которые предполагалось возвести по его сторонам так и не были построены. Кроме того, он заслоняет собой всю архитектуру собора от близстоящего наблюдателя. Фасад выполнен из ряда коринфских колонн, центральные порталы накрыты треугольным фронтоном. Центральная дверь собора изготовлена Антонио Аверулино в 1455 году, южная дверь была сделана в 20 веке скульптором Джакомо Манцу. Северная дверь была выполнена Вико Концорти (20 век), по традиции ее закладывают и открывают только в юбилейные годы.

Вход в нефы собора предварены длинным нартексом. Неф идет от конца собора к входу не прямо, а слегка скошен. Это сделано для того, чтобы поровнять фасад с обелиском на площади святого Петра. Нефы разделены мощными спаренными пилястрами, несущими на себе вес сводов и купола. Примечательно, что в отличие от многих итальянских церквей в соборе почти отсутствует живопись. Основу декоративного убранства собора составляют произведения Джанлоренцо Бернини выдающегося итальянского скульптора эпохи барокко. Бернини почти пятьдесят лет работал над украшением базилики. Первое, что он выполнил колоссальный бронзовый балдахин с витыми колоннами, установленный над алтарем собора. Вторая работа Бернини большая дарохранительница в виде бронзового трона, в которой помещен стул, принадлежавший, как считается, самому святому Петру. Этот трон поддерживается статуями четырех отцов церкви. Над ним проделано окошко, обрамленное декоративными лучами с ангелами, в центре которого находится изображение голубя. В южном трансепте находится монумент папе Александру VII, также выполненный Бернини. Последняя работа Бернини миниатюрная бронзовая модель храма, отмечающая своим расположением предположительное место смерти святого Петра (Капелла благословенного Таинства, в северном нефе). В четырех нишах центральных опор помещены четыре статуи, символизирующие святые реликвии, хранящиеся в соборе святая Елена с крестом, святой Лонгин с копьем, пронзившим Иисуса, святой Андрей с Андреевским крестом и святая Вероника с покрывалом, на котором отображен лик Иисуса. Статуи выполнены в 17 веке различными скульпторами. В первой капелле северного нефа можно увидеть Пьету Микеланджело, считающуюся наравне с Давидом лучшим произведением великого мастера.

Слева от собора расположена ризница, в которую ведут коридоры. В ней дарохранительница, произведенная в 15 веке Донателло и Микелоццо. В соборе находится более ста могил высшего духовенства, которые расположены как в самом соборе, так и в его подземельях в так называемых гротах Ватикана.


Комментарии и оценки