«Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное - это движение»

-- Роберт Льюис Стивенсон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме

Читать
Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano)
Предложить свои фото

Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме находится в километре на юго-восток от Колизея. История этой базилики начинается в античности. В первые века нашей эры здесь находился дворец, принадлежавший знатной семье Латеранов, который перешел к Константину I. После принятия христианства император передал этот дворец в дар римскому епископу. Рядом с дворцом в 4 веке была выстроена базилика, которую освятили именем святого Иоанна Крестителя. В течение всего Средневековья дворец служил папской резиденцией, а базилика была главным храмом христианского мира. В 10-12 веках она была перестроена и расширена, а в конце 13 века в церкви работал Джотто, расписавший ее стены фресковым циклом по случаю объявления первого Юбилейного года папой Бонифацием VIII. В 14 веке во время Авиньонского пленения базилика пострадала от нескольких крупных пожаров и, несмотря на то, что ее пытались восстановить, ее здание пришло в запустение, а папы обосновались в Ватикане.

Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме находится в километре на юго-восток от Колизея. История этой базилики начинается в античности. В первые века нашей эры здесь находился дворец, принадлежавший знатной семье Латеранов, который перешел к Константину I. После принятия христианства император передал этот дворец в дар римскому епископу. Рядом с дворцом в 4 веке была выстроена базилика, которую освятили именем святого Иоанна Крестителя. В течение всего Средневековья дворец служил папской резиденцией, а базилика была главным храмом христианского мира. В 10-12 веках она была перестроена и расширена, а в конце 13 века в церкви работал Джотто, расписавший ее стены фресковым циклом по случаю объявления первого Юбилейного года папой Бонифацием VIII. В 14 веке во время Авиньонского пленения базилика пострадала от нескольких крупных пожаров и, несмотря на то, что ее пытались восстановить, ее здание пришло в запустение, а папы обосновались в Ватикане.

Лишь в 16 веке была произведена реконструкция базилики. По указанию папы за проект взялся знаменитый архитектор Доменико Фонтана, который выстроил величественный храм. Латеранский дворец был разрушен, а вместо него было возведено новое здание в барочном стиле. При новом дворце стоит капелла Святая святых, в которую по просьбе Сикста V в 1585 году была перенесена лестница старого Латеранского дворца. Считалось, что эта лестница происходит из дворца Пилата и была привезена в Рим из Иерусалима матерью Константина I Еленой. Согласно легенде, именно по этой лестнице поднимался на суд Иисус Христос.

В 17 веке интерьер церкви был украшен по указанию папы Иннокентия X архитектором Франческо Борромини. В двенадцать ниш, созданных им внутри базилики, были установлены статуи лучших скульпторов начала 18 века, изображающие апостолов. В 1735 году архитектором Алессандро Галилеи был выстроен внушительный фасад.

Фасад церкви имеет вид огромного портика с галереей из мощных опор. По своему рисунку он повторяет фасад церкви святого Петра в Ватикане. В прямоугольной нише слева помещена древнеримская статуя императора Константина. Центральная дверь базилики была принесена из курии Юлия, расположенной в Римском Форуме. Наверху фасада установлена мраморная скульптурная группа, изображающая Христа с крестом между святыми. На тимпане портика расположена мозаика, перенесенная сюда из раннехристианской базилики, и изображающая Христа. Северный фасад был выполнен Доменико Фонтана. Он скрывает за собой портик, потолок которого богато украшен фресками 17 века.

В базилике пять нефов. Потолок центрального нефа украшен кессонами, а своды прилегающих к нему нефов оформлены небольшими куполами. Пол в стиле Космати остался от средневековой базилики. В боковых нефах открываются капеллы, во многих из которых расположены могилы духовенства и прочих сильных мира сего. Центральный алтарь накрыт готическим балдахином 14 века.

Стоит обратить внимание на великолепный большой орган 16 века, расположенный в северном трансепте базилики. В южном трансепте находится большой алтарь, посвященный святейшему Таинству, с барочным киворием, украшенным драгоценными камнями. Под этим киворием расположен реликварий с кусочком стола, на котором, как считается, принимал пищу Христос во время Тайной Вечери. В апсиде церкви установлена папская кафедра, делающая церковь кафедральным собором Рима. Свод апсиды украшает масштабная мозаика с изображением креста, святого духа и святых.

К церкви примыкает красивый клуатр с аркадой на витых колоннах, возведенный мастерами семьи Космати в 13 веке.


Комментарии и оценки