«Однажды меня укусил жук-путешественник и я не принял противоядие вовремя. Теперь я счастлив»

-- Майкл Пейлин

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Кафедральный собор (Duomo; Cattedrale di Santa Maria Maggiore)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Duomo; Cattedrale di Santa Maria Maggiore)

Кафедральный собор Удине находится на одноименной площади Piazza del Duomo (Соборная площадь). Ранее на его месте находилась небольшая церквушка святого Иеронима, фундамент которой был обнаружен в ходе реставрации 1967 года.

Кафедральный собор Удине находится на одноименной площади Piazza del Duomo (Соборная площадь). Ранее на его месте находилась небольшая церквушка святого Иеронима, фундамент которой был обнаружен в ходе реставрации 1967 года.

Строительство большого трехнефного собора началось в 1236 году по приказу немецкого епископа патриарха Бертольда VII Андех-Меранского. При его преемнике храм расширили, и уже в 1257 году в нем начались церковные службы.

В 1348 году собор сильно пострадал во время землетрясения. Фасад здания удалось отреставрировать лишь 20 лет спустя. Пьетро Паоло да Венеция изменил форму арок, уменьшил круглые резные окна и добавил контуры галереи между ними.

На протяжении веков собор претерпел различные изменения: в 1383 году здание было увеличено в длину, в 16 веке появились боковые капеллы, наконец, в 18 веке храм практически полностью был переделан в соответствии со стилем барокко.

Лишь в начале 20 века фасаду придали черты 14 века. Тогда же обновили бифоры 18 века и восстановили боковые порталы. Дальнейшие реставрационные работы производились в 1933, 1957, 1970 годах. Ведутся они и в настоящее время.

В центре кирпичного фасада собора находится так называемый Портал Искупления (или Спасения) (фото). Он выполнен неизвестным немецким мастером 14 века и украшен горельефом, олицетворяющим Спасение. Портал переходит в арку и протир, который был установлен в 1926 году. Всю конструкцию венчает заостренный вимперг с орлом внутри.

По обе стороны портала прорезаны высокие стрельчатые окна, над которыми расположена элегантная глухая аркада, соединяющая два круглых окна. Сверху окно побольше. Венчающая фасад аркада повторяется и по краям здания.

Справа богато украшенный портал эпохи Возрождения, выполненный Карло да Карона (1525), с Мадонной с младенцем внутри работы того же мастера. Слева располагается портал 18 века, возможно, работы Доменико Росси, передвинутый в ходе реставрации 1909 года. Над порталом скульптуры Веры и Надежды.

Собор представляет собой в плане латинский крест. Он разделен колоннами на три нефа, два боковых из которых представляют собой соединенные между собой часовни 15 века.

Несмотря на то, что интерьеры утратили свой изначальный облик, внутреннее убранство, выдержанное в стиле барокко, поражает своим размахом и величием. Значительный интерес представляют украшающие собор произведения искусства: полотна Тьеполо, Пеллегрино да Сан Даниэле, Доменико да Толмеццо, Амальтео, Порденоне.

Задуманный Доменико Росси пресвитерий пышно украшен лепниной Станцио да Комо и скульптурой различных мастеров. У главного алтаря расположены мраморные статуи святого архангела Гавриила и Мадонны (1717) и патриарха Бертранда работы Джузеппе Торретти.

Своды собора, на которых изображен рай, расписаны французским художником Дориньи. Его кисти принадлежат также аллегорические полотна центральной капеллы.

Настенные фрески внутри капеллы Таинств (четвертая капелла правого нефа) выполнены Джамбаттиста Тьеполо в 1726 году. Великий венецианский художник изобразил Жертвоприношение Исаака и Явление ангела Аврааму. Своды часовни украшают Поющие ангелы. Кисти Тьеполо принадлежат также картины в первой и второй капелле правого нефа.

По обе стороны центрального нефа находятся два органа 16 века прекрасные образцы венецианского Возрождения. Хоры украшают фрески, выполненные Порденоне в 1528 году. На них представлены эпизоды из жизни покровителей города Удине святых Гермагора и Фортуната.

В 1776 году была построена ризница, состоящая из нескольких помещений. В первом хранится Распятие, приписываемое Маффео да Верона, Мадонна Реджо-Эмилия Джакомо Пальмы Младшего, а также Исаак и Иаков генуэзской школы. Во втором на дальней стене Успение Торретти, полотна Новелли (1792). В третьем работы Грасси и Порденоне. В четвертом Отсечение головы Иоанна Крестителя Джакомо Секанте, триптих работы неизвестного мастера 15 века, Коронация Мадонны и Чудеса Бертранда 14 века.

К собору примыкает приземистая восьмиугольная колокольня. Ее периметр составляет 52 метра, высота 47 метров. Строительство началось в 1441 году на месте более древнего баптистерия 1348 года по проекту Кристофоро да Милано при содействии уроженца города Удине Бартоломео делле Чистерне. Предполагалось, что конструкция с задуманной скульптурой Девы Марии на вершине будет гораздо выше. Но инженерные расчеты оказались неверными, и колокольню пришлось завершить простой крышей.

Готический портал колокольни 1395 года прозван Порталом Коронования. Это творение неизвестного немецкого мастера украшено изображением Коронования Девы Марии. Над ней сцены детства Иисуса, Благовещение и святые, среди которых Петр и Павел.

К порталу колокольни примыкает музей собора, открытый в 1983 году. В нем хранится полотнище ткани, в котором в 1350 году был похоронен патриарх Аквилейский Блаженный Бертранд (12651350), а также другие экспонаты периода его правления.



Комментарии и оценки