Патриархальная базилика в Аквилее объект всемирного наследия ЮНЕСКО, главное культовое сооружение города и старейший кафедральный собор патриархата Аквилеи. Коммуна Аквилея (около 3,5 тысяч человек) располагается в 40 км к югу от Удине.
В 313 году, когда Константин Великий провозгласил свободу христианского вероисповедания, епископ Теодор задумал строительство зданий, получивших название Теодорианские залы (их остатки сохранились в нефе современного здания и под фундаментом колокольни). Это был первый общественный комплекс служителей христианского культа.Два зала (Северный и Южный) были связаны между собой вестибюлем, рядом с которым находился первый баптистерий.
Покрытие залов представляет собой огромное мозаичное панно, площадь сохранившейся мозаики превышает 700 кв. м.(фото 1, фото 2).
Северный зал, судя по всему, служил церковью, а южный выполнял функцию притвора, где будущие христиане готовились к обряду.
В середине 4 века северный зал был расширен, разделен на три нефа 28 колоннами и соединен с баптистерием. Снаружи появился просторный внутренний дворик. На рубеже 45 веков был расширен южный зал и появился фасад.
Эпоха наивысшего расцвета патриархата Аквилеи прекратилась в 452 году во время вторжения гуннов под предводительством Аттилы. Город был опустошен, а население практически уничтожено. Северная базилика, подожженная вандалами, так и не была восстановлена. Лишь в 9 веке великий патриарх Максенций, благодаря поддержке Карла Великого, начал работы по реконструкции старинных зданий.
При строительстве базилики, начатом в 811 году, был повторно использован южный зал старого комплекса, к которому добавился небольшой трансепт и так называемая церковь Пагано, расположенная между базиликой и баптистерием. После значительных повреждений, полученных во время землетрясения 988 года, церковь подверглась радикальной реставрации, последовавшей в 1031 году. Таким образом комплекс приобрел романские формы с заметным влиянием стиля оттоновского Возрождения.
Кульминацией обширной строительной программы этого периода стало возведение большого патриархального дворца (который не сохранился) и внушительной 70-метровой колокольни, сложенной из массивных мраморных блоков, позаимствованных у древнего амфитеатра. Поговаривают, что она была вдохновлена знаменитым Александрийским маяком, и в дальнейшем послужила моделью при строительстве множества других колоколен.
Новое землетрясение 1348 года подтолкнуло архиепископа к новым реставрационным работам, в ходе которыхарки центрального нефабазилики приняли готический облик. Последним крупным вмешательством в архитектуру здания было возведение венецианскими плотниками деревянного потолка, который сохранился до сих пор.
В глубине правого нефа находится капелла святого Амвросия. По воле миланского патриарха Раймонда делла Торре (12731299) она превращена в фамильный некрополь знатного ломбардского рода. Четверо делла Торре были патриархами, трое из них покоятся в капелле. На стене с распятием находится фреска, на которой изображены представители этой династии.
Шедевром средневекового изобразительного искусства считается расположенная справа от пресвитерия "крипта фресок" с сохранившимися фресками 12 века (фото). Часть Северного зала ("крипта раскопок") - первой церкви комплекса - после раскопок начала 20 века вновь доступен для публики, имеющей возможность полюбоваться прекрасными мозичными полами.
За базиликой расположено кладбище павших во время Первой мировой войны.
Комментарии и оценки