Крепость Росси находится в коммуне Сан-Секондо-Парменсе, примерно в 20 км к северо-западу от Пармы.
Крепость была возведена Бельтрамом Росси около 1385 года. Сначала сооружение должно было защищать земли владельца. Позднее крепость была перестроена в пышный дворец. Владельцы крепости, Росси, с помощью брачных уз породнились с такими знатными семействами, как: Сфорца, Медичи, Гонзага.
В 16 веке крепость стала превращаться во дворец: была построена парадная лестница, были расписаны фресками залы дворца. Комплекс продолжал меняться. В конце 19 века были добавлены капелла, где похоронены некоторые представители рода Росси; театр; галерея. Модифицировались и пристраивались различные служебные помещения (комнаты прислуги, конюшни и т.п.). Самая старинная часть замка включает в себя главную башню, вход в крепость со старинным подъёмным мостом и постройки северо-западной части крепости, отделённые от центрального корпуса замка. Остатки средневековых построек были найдены также на первом этаже замка при раскопках.
Все залы бельэтажа замка были расписаны. К сожалению, архив замка был утерян в 17-18 веках, поэтому авторство и точную дату написания многих фресок установить невозможно. Пропали и некоторые картины, например, практически безоговорочно приписываемые кисти Пармиджанино портреты Пьера Марии III Росси и Камиллы Гонзага с детьми оказались в Мадриде.
Первый покой, в который попадает посетитель, поднявшись из парадного двора по главной лестнице Зал Беллерофонта. В центре потолка изображён Беллерофонт, убивающий Химеру чудовище с телом дракона и головой льва (около 1550 года). Своды расписаны в технике тромплей. Чуть ниже расположена тонкая гротескная живопись.
Галерея Эзопа выполнена в форме L. Галерею украшают иллюстрации к басням Эзопа (1545 - 1549). Животные герои басен изображены на фоне фантастических пейзажей с замками. В некоторых сюжетах угадывается аллюзия на политическую ситуацию. Считается, например, что в образе лисицы с маской выведен папа Павел III. Басенные сюжеты обрамлены гротесковой живописью и изображениями гербов.
Зал сказок продолжает тематику Галереи Эзопа: Лиса и журавль, Умирающий лев, Лиса, собака и петух и др. Каждую сцену обрамляет латинская надпись с моралью сказки. Зал Момо, можно сказать, представляет собой комикс 16 века (росписи выполнены до 1549 года) по мотивам произведения, известного у нас по стихотворному изложению Маршака:
Мельник на ослике ехал верхом.
Мальчик за мельником плелся пешком.
- Глянь-ка, -
Толкует досужий народ,
Дедушка едет, а мальчик идет!
Где это видано?
Где это слыхано? -
Дедушка едет, а мальчик идет! <>
Залы ужина и волка также украшены фресками на античные поучительные сюжеты. В Зале ужина проиллюстрирована басня Эзопа Человек и сатир. Зал волка украшен изображением волка в овечьей шкуре. Росписи этих залов датируются примерно 1550 годом. В этот же период расписан Зал правосудия с аллегорическим изображением Правосудия и четырёх времен года.
Две, пожалуй, самые прекрасные комнаты апартаменты Пьера Марии III Росси и Камиллы Гонзага: Зал цезарей (около 1530) и Зал золотого осла (1525 - 1532). Предположительно, оба зала оформлены учениками Джулио Романо. Зал цезарей украшают изображения римских императоров, матрон, воинов. Лепнина и фрески выполнены весьма тонко. Зал золотого осла уникален. 17 картин иллюстрируют роман Апулея Метаморфозы, или Золотой осёл. Во времена эпохи Возрождения художники предпочитали иллюстрировать не сам роман о приключениях Луция, а лишь одну из вставных новелл историю о любви Амура и Психеи.
Декорированные в 1555 1570 годах Зал атлетов, Зал Меркурия с аллегорическими изображениями наук, Зал Цирцеи и Дидоны с великолепным камином, Зал Латоны, Зал Адониса и Зал гигантов посвящены античным богам и персонажам античных мифов.
Большой приёмный зал или Зал подвигов Росси расписан около 1570 года. 1200 кв. м фресок с тринадцатью эпизодами из истории рода Росси от 1199 года до времени Пьера Марии III Росси. Стены и потолок зала полностью покрыты росписями. В глубине зала камин из белого и красного мрамора.
Комментарии и оценки