Базилика святого Виталия, одна из самых знаменитых церквей Равенны, - один из лучших сохранившихся образцов раннехристианского византийского искусства. Базилика находится неподалеку от мавзолея Галлы Плацидии, примерно в 1 км к западу от железнодорожного вокзала.
Строительство базилики началось в 525 году еще при жизни короля Теодориха под управлением епископа Экклесия на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария. Базилика была освящена в 547 году архиепископом Максимианом, как гласит надпись внутри базилики. На тот момент Равенна была под управлением Византии, что отразилось на архитектурном стиле города. Стиль постройки сочетает в себе восточные и западные мотивы.
Восьмиугольная центрическая постройка, снаружи выполненная из кирпича, достаточно проста с архитектурной точки зрения. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и разделены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание имеет восемь центральных опор, которые поддерживают конусообразный купол диаметром в 16 метров. Купол воздвигнут из лёгкого материала вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой кольцами. Архитектурная особенность базилики святого Виталия необычное устройство нартекса (притвора), расположенного под углом к основной оси здания, проходящей через пресвитерий.
Две ниши восьмиугольной формы, входящие друг в друга, несмотря на то, что они выложены кирпичом, удивительно изящны благодаря преломлению света внутри здания и перспективе. Внешняя часть церкви была полностью восстановлена до первоначального облика в результате реставрационных работ, которые были проведены в период между 1899 и 1902 годами.
В интерьере базилика святого Виталия представляет собой крытую двухэтажную галерею, включающую в себя внутреннее пространство той же формы, идеально гармонирующее с галереей. При переходе из одной галереи в другую можно увидеть полукруглые площадки, пронизанные двойным рядом небольших арок, которые, в свою очередь, заключены в большие арки, поддерживаемые боковыми пилястрами, на которые опирается купол.
Основное пространство базилики украшает мраморная инкрустация, аркады, своды и конха апсиды покрыты византийской мозаикой. Созданные во время недолгого правления византийцев в Италии, они были призваны продемонстрировать Западу могущество и художественный вкус императора Юстиниана. Огромную художественную ценность представляют мозаичные портреты императора и его супруги Феодоры, расположенные на боковых стенах апсиды по сторонам от окон. Портреты были выполнены при жизни императорской четы.
Комментарии и оценки