Одна из красивейших романских церквей Эмилии-Романьи приходская церковь Успения (или, по католической традиции, Вознесения) Богородицы находится на территории коммуны Невьяно-дельи-Ардуини, приблизительно в 40 км к югу от Пармы.
Впервые церковь упомянута в исторических документах в 1004 году. В 1082 году по инициативе маркграфини Матильды Тосканской была проведена реконструкция здания. При этих строительных работах церковь была поставлена на вершине холма, тогда как прежняя церковь располагалась чуть ближе к долине. В 12-13 веках церковь играла важную роль в регионе. Ей подчинялись 14 капелл, находящихся в окрестностях. До 14 века рядом проходила дорога, соединяющая Парму с Тосканой. Путники и паломники останавливались у церкви.
Здание, как уже было сказано, возведено на холме. Высота холма 715 м. Из-за природного характера местности (уклон), который повторяет сооружение, пол церкви слегка наклонён. Для строительства использовался необработанный камень. Трёхчастный фасад церкви выполнен в строгом романском стиле. Внизу открывается портал. Над порталом расположена бифора (восстановлена в 20 веке). Левая апсида, предположительно, является самой древней частью здания. Исследователи допускают, что она построена ещё в 10 веке. Рядом с церковью возвышается колокольная башня в неороманском стиле, возведённая в 1947 году.
Церковь имеет базиликальный план, её внутреннее пространство разделено цилиндрическими пилястрами на три нефа. Каждый неф завершается полукруглой апсидой. Над апсидами поднимаются своды в четверть сферы. Перекрытия над нефами выполнены в виде деревянной фермы. Выше расположена крыша из песчаника.
Внутри церкви можно видеть купель, сделанную из остатков старинного амвона, датируемого 11-12 веками. На этих фрагментах купели изображены евангелисты святой Марк с крылатым львом и святой Матфей, грифон, голубь. Следует также обратить внимание на барельефы 12 века, выполненные в тех же мастерских, которые делали барельефы для пармского Кафедрального собора.
Комментарии и оценки