«Я навсегда останусь странницей, влюбленной в далекие и неизведанные места»

-- Изабуль Эберхарт

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор

Читать
Кафедральный собор (Duomo; Cattedrale di Parma)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Duomo; Cattedrale di Parma)

Кафедральный собор Пармы посвящён Успению или, по католической традиции, Вознесению Пресвятой Богородицы. Он находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo). Рядом с собором расположены Епископский дворец и баптистерий.

Кафедральный собор Пармы посвящён Успению или, по католической традиции, Вознесению Пресвятой Богородицы. Он находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo). Рядом с собором расположены Епископский дворец и баптистерий.

На месте нынешнего собора уже в 5-6 веках стояла раннехристианская базилика, посвящённая Пресвятой Деве Марии. Эта базилика, скорее всего, была возведена на месте языческого храма. Она являлась частью епископального комплекса, куда входили баптистерий, дом епископа и т.д. В те времена этот район Пармы находился на окраине римского города, за римскими городскими стенами. В 9 веке, как предполагают исследователи, после разрушительного пожара, была начата реконструкция церкви. В 890 года храм, по-прежнему посвящённый Пресвятой Деве Марии, стал называться кафедральным собором.

Собор, возведённый в 9 веке, был разрушен очередным пожаром в середине 11 века (1055 или 1058). Облик нынешнего здания восходит к восстановительным работам, предпринятым во второй половине 11 века. Строительство было начато мастерами комачини (так называли мастеров из зоны между Комаско, регион озера Комо, и кантоном Тичино, иногда название распространялось на всех ломбардских мастеров) по инициативе епископа Кадало, будущего Гонория II (антипапа с 1061 года). Некоторые источники приписывают роль главного архитектора проекта мастеру по имени Николо, а выполнение многих архитектурных деталей его мастерской. Работы завершились в 1074 году. В 1106 году собор был освящён.

В 1117 году храм пострадал от землетрясения. В 1178 году был доделан фасад. Здание было подправлено и окончательно достроено архитектором Бенедетто Антелами (1150-1230). В 1284-1291 годах рядом с собором на месте старой колокольни была возведена новая колокольная башня. Строительством руководил пармский епископ Обиццо Санвитале. В 15 веке были добавлены боковые капеллы. Некоторые изменения в структуру собора были внесены в 16 веке. Так, например, маленькая розетка фасада была расширена и приобрела свою нынешнюю форму; над протиром была установлена эдикула; внутри была расширена лестница, ведущая к алтарной части. Тогда же для живописного оформления были приглашены мастера (в т.ч. эмилианской школы), среди которых был и Корреджо.

Пармский собор является одним из важнейших памятников падуанского (или эмилиано-ломбардского) романского стиля в северной Италии. Храмы в подобном архитектурном стиле можно видеть в Кремоне и Пьяченце. Фасад прост по форме. Он состоит из одной части, над которой поднимается двускатная крыша. В нижнем ярусе фасада открывается три портала. Двери порталов были выполнены мастером-резчиком Лукино Бьянкино (1494). Центральный портал обрамлён протиром (1281, Джамбоно да Биссоне), протир предваряют две фигуры сидящих львов работы скульптора Джамбоно да Биссоне (фото). Над протиром расположены эдикула (добавление эпохи Возрождения) и окно-розетка (перестроено в 16 веке). Между правым и центральным порталами находится надгробие математика Бьяджо Пелакани (1416), одного из первых теоретиков перспективы; современники подозревали его в колдовстве. Вверху фасад украшен тремя ярусами галерей. Два нижних яруса галерей с тройными арками располагаются горизонтально. Верхняя галерея идёт под карнизом и повторяет форму крыши.

К фасаду собора примыкает колокольная башня, построенная в готическом стиле (конец 13 века). Крыша колокольни украшена большой статуей ангела из позолоченной меди. Сейчас на колокольной башне находится копия, оригинальная готическая статуя 14 века хранится внутри собора. Колокольня разделена на четыре яруса. В верхнем ярусе открываются трифоры звонницы. Башню венчает островерхая шатровая крыша.

В плане собора лежит латинский крест. Внутреннее пространство разделено пилястрами на три нефа с боковыми капеллами. Нефы завершаются апсидами. Над арками, опирающимися на пилястры, расположены эмпоры. Выше поднимается крестообразный свод, заменивший первоначальные перекрытия, выполненные в виде фермы. Алтарная часть и трансепт приподняты над криптой. В крипте выставлены фрагменты раннехристианской мозаики, найденные на территории собора и Соборной площади (4-5 век). Некоторые мозаичные фрагменты, выставленные сейчас в музее, были найдены в 1955 году в южном нефе. Они были включены в облицовку пола, выполненную в эпоху Возрождения.

Если снаружи собор сохранил романский облик, то внутри многое было переделано в последующие эпохи. Некоторые из боковых капелл сохранили свой первоначальный готический вид и фресковые росписи. Главный неф, купол, трансепт демонстрируют результат работ, проведённых в эпоху Возрождения. Главный неф был расписан фресками художником Гамбарой (16 век) (фото).

Купол собора, опирающийся на восьмиугольный барабан, был расписан Корреджо (1526 - 1530, Вознесение Богородицы) (фото). Композиция Вознесения Богородицы как бы закручивается по спирали, в центре Иисус, спускающийся, чтобы принять душу Богоматери. Оригинальная композиция этой фрески, искусное сочетание архитектурных и живописных элементов впоследствии оказали большое влияние на становление стиля барокко в живописи, хотя современники художника не обратили на эту работу особого внимания. П.П. Муратов в Образах Италии писал: Пусть чудаческой и даже нелепой с различных точек зрения покажется холодному взгляду случайного посетителя эта головокружительная роспись. Поймёт ли он мечту Корреджо, участие его в полётах и играх этих порождений стихии саламандр, сильфид и гениев, которых пришлось художнику окрестить именем христианских святых и оправдать названием ангелов? Пармский мастер создал здесь своё небо язычника и живописца. <> Легендарное небо Корреджо покоряет нас силой своей трансцендентальной вещественности. Кисти Корреджо принадлежат и изображения четырёх святых покровителей Пармы в парусах купола.

В соборе богато представлена романская скульптура. Помимо архитектурных элементов 11-12 века (пилястры, капители, колонны, орнаментальные ложные арки наружных стен апсид и т.д.) в соборе можно полюбоваться мраморным Снятием с креста резца Бенедетто Антелами (1178, правый трансепт). В разное время над убранством собора работали такие мастера, как Антелами, Ансельми, Рондани, Аральди, мастера Мадзола, Корреджо, Помпонио Аллегри, Кристофоро да Лендинара, Франческо да Аграте и многие другие.


Комментарии и оценки