«Как все великие путешественники, я видел больше, чем помню, и помню больше, чем видел»

-- Бенджамин Дизраэли

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Святилище Мадонны святого Луки

Читать
Святилище Мадонны святого Луки (Santuario della Madonna di San Luca)
Предложить свои фото

Святилище Мадонны святого Луки (Santuario della Madonna di San Luca)

Святилище Мадонны святого Луки расположено на Сторожевом холме (colle della Guardia), поднимающимся на 300 м над уровнем моря к юго-западу от исторического центра Болоньи. К храму ведёт дорога от ворот Saragozza третьего пояса городских стен.

Святилище Мадонны святого Луки расположено на Сторожевом холме (colle della Guardia), поднимающимся на 300 м над уровнем моря к юго-западу от исторического центра Болоньи. К храму ведёт дорога от ворот Saragozza третьего пояса городских стен.

По преданию, святилище начали строить в 1160 году для того, чтобы поместить в нём почитаемую икону Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Согласно легенде, икону написал сам апостол Лука. Когда в Азию пришли арабы, икона попала в Византию, а оттуда в Болонью. Здесь владелицы иконы, девушки Адзолина и Биче, решили возвести святилище на холме. Есть также вариант легенды о паломнике Теокле, якобы получившем икону в Византии и принёсшим её в Болонью.

Исследователи датируют нынешнюю икону концом 12 началом 13 века. Изображение написано в византийском стиле, но западной рукой: об этом, например, говорит рука младенца Иисуса, сложенная для благословения в латинской манере. Радиографический анализ иконы показал, что под ныне видимым изображением есть другой слой. Более древнее изображение византийское (о чём свидетельствует синий цвет одеяния Богородицы, характерный для Малой Азии и нетипичный для Италии, и сложенные в греческой манере пальцы руки младенца). Оно представляет собой одну из копий с изображения Богородицы в константинопольском соборе святой Софии. Нижний слой исследователи датируют 10-11 веком. В 1625 году добавлен серебряный оклад.

Сохранившиеся документы дают несколько иную версию постройки храма, чем легенды. Знатная горожанка Анжелика Бонфантини в 1192 году решила вести отшельническую жизнь на Сторожевом холме. Она предоставила свои земли на этом холме, и с благословления папы Целестина III и при участии болонского епископа в 1194 году был заложен первый камень святилища.

После смерти Анжелики контроль над храмом перешёл к епископу города. Сменялись монахини, шло время, храм был несколько позабыт. В 1433 году, по легенде, произошло чудо крестный ход с иконой святилища остановил затянувшиеся дожди. В 1481 году в комплексе были проведены восстановительные работы. В 17 веке проводились работы по расширению здания, была перестроена колокольня. В 1708 - 13 годах была построена новая главная капелла и выполнен мраморный алтарь в стиле барокко.

Нынешний облик святилища восходит к реконструкции Карло Франческо Дотти, проведённой в 1723 году. Новая капелла резко контрастировала с остальным зданием. Здание было решено перестроить. Проект овального в плане здания был выполнен монахом сервитом Андреа Сакки. Стены нового здания были возведены вокруг старого, только затем были разрушены старые стены. Строительные работы были завершены в 1743 году, декоративные работы продолжались ещё несколько лет. В 1765 году храм был освящён. Купол и фасад достраивал по чертежам отца Джованни Джакомо Дотти. По указу Наполеона монахини покинули монастырь (1799). В 1815 году главная капелла была облицована мрамором, были установлены новые мраморные алтари.

В целом, архитектурный стиль здания можно определить как барокко. Большую часть здания составляет овальный в плане тибурий. Большой купол святилища поднимается над лантерной. Ризалит выполнен в форме классических портиков: пилястры поддерживают фронтон. Под фронтоном фасада открывается центральная арка портала. У входа установлены статуи святого Луки и святого Марка (1716, Бернардино Каметти). Старые монастырские здания и колокольня примыкают к святилищу с южной стороны. К храму ведет крытая галерея длиной 3,8 км с 666 арками и 15 капеллами (1674-1793). Считается, что число 666 выбрано неслучайно, извилистая галерея символизирует дьявольского змия, который по иконографическим традициям часто изображался побеждённым Богоматерью (Богородицу символизирует храм) и попираемым её стопами.

В овальное внутреннее пространство храма вписан греческий крест: центральная ось и ось между боковыми капеллами. В приподнятой алтарной части хранится главная икона святилища. Главные арки поддерживаются пилястрами, состоящими из трёх коринфских колонн. В святилище можно видеть работы Донато Крети (Увенчание Богородицы, вторая капелла справа; Святые покровители Болоньи, вторая капелла слева), Гвидо Рени (Богородица розария, третья капелла справа), Гверчино (Явление Христа Богоматери, большая ризница). Фрески выполнены Витторио Марией Бигари (главная капелла), Джузеппе Кассиоли (купол), лепнина Антонио Боррелли, Джованни Калегари, статуи Анджело Габриэлло Пио.

Каждый год в субботу, предшествующую пятому воскресенью после Пасхи, чудотворную икону Богоматери с младенцем выносят из храма. Крестный ход шествует по галерее, а затем, под традиционный болонский колокольный звон, икона вносится в собор. В среду перед Вознесением икона с процессией отправляется в базилику святого Петрония. На Вознесение с торжественным шествием икону возвращают в святилище.


Комментарии и оценки