«Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь»

-- Генри Миллер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Аббатство Помпоза

Читать
Аббатство Помпоза (Abbazia di Pomposa)
Предложить свои фото

Аббатство Помпоза (Abbazia di Pomposa)

Аббатство Помпоза располагается в коммуне Кодигоро в провинции Феррара, на расстоянии около 35 километров на запад от города. Это древнее аббатство, важнейшее во всей северной Италии, представляет собой настоящий шедевр романского и византийского искусства.

Аббатство Помпоза располагается в коммуне Кодигоро в провинции Феррара, на расстоянии около 35 километров на запад от города. Это древнее аббатство, важнейшее во всей северной Италии, представляет собой настоящий шедевр романского и византийского искусства.

Известно, что уже в 6 веке на этом месте располагалось поселение бенедиктинских монахов, прибывших сюда из Равенны и поселившихся на острове в дельте реки По. В конце 9 века монастырь значительно расширяется, на месте небольшого храма 6 века возводится новая церковь, а в начале 10 столетия аббатство получает независимый статус и определённые экономические привилегии. В конце 14 века аббатство переживает период наивысшего расцвета, оно владеет 49 церквами в центральной и северной Италии, его посещают знаменитейшие личности эпохи, например, Данте Алигьери. Аббатство Помпоза играло важную роль крупного культурного центра эпохи высокого средневековья. Особенно прославилась монастырская библиотека с богатейшей коллекцией классической и религиозной литературы и работавшие при ней скриптории, в которых монахи переписывали древнейшие рукописи и которые сыграли важную роль для сохранения многих античных и средневековых текстов. Работавший в этой библиотеке монах Гвидо Аретинский (его даже называли Гвидо да Помпоза) изобрёл современную систему нотного письма.

Начиная с 15 века, аббатство постепенно теряет своё значение, что было связано с заболачиванием местности и нездоровым климатом, вызывавшим постоянные эпидемии малярии, в результате которых монахи были вынуждены оставить аббатство и перебраться в Феррару. В 19 веке здания монастыря были переданы в собственность государства, в них были проведены реставрационные работы. В это время фрески 14 века, сохранившиеся на стенах лоджий внутреннего дворика и представляющие Распятие, фигуры святого Бенедикта, святого Гвидо и пророков, были перенесены в главный капитулярный зал аббатства. В помещении трапезной также были отреставрированы замечательные фрески с композициями Тайная вечеря и Христос на троне со святой Богородицей.

Центром архитектурного ансамбля аббатства Помпоза является древняя церковь, восходящая к постройке 9 века, с примыкающим к ней с запада крытым арочным портиком. Около её северо-западного угла располагается высокая монументальная колокольня, возведённая в 1063 году, украшенная арочными окнами на тонких мраморных колонках и ярусными аркатурными поясами. В настоящее время башня-колокольня завершается построенным в более позднее время конусовидным навершием - шпилем. С юга к церкви примыкает квадратный внутренний двор, по периметру которого располагаются стройные аркады на колоннах и корпуса с общественными и частными помещениями для монахов. С западной стороны к ансамблю примыкает Дворец аббата, стены которого украшены пластичной резьбой, созданной, вероятно, византийским мастером, и мраморными плитами с рельефными изображениями фигурок зверей и птиц.

Главная церковь представляет собой просторную трёхнефную базилику, декорация внутреннего пространства которой хорошо сохранилась до нашего времени. Два ряда полуколонн, разделяющих нефы, оформлены в стиле, характерном для византийских и раннехристианских церквей Равенны. Полы в центральном нефе базилики покрыты драгоценной мозаичной облицовкой, исполненной в разные исторические эпохи. В центральной апсиде располагаются фрески, написанные в 14 веке художниками болонской живописной школы. В конхе апсиды представлена композиция Христос во славе в окружении ангелов и святых, стиль которой напоминает о готической изысканной живописи и проторенессансном поиске новых средств художественного выражения. На западной стене помещена сцена Страшного суда, на стенах нефов располагаются сцены из Ветхого и Нового Завета, иллюстрации жития святого Евстафия и фигуры святых целителей.

В настоящее время в аббатстве действует Музей, в котором представлены материалы реставрации и археологических раскопок, проходивших в монастыре.


Комментарии и оценки