Цистерцианское аббатство Кьяравалле-делла-Коломба находится в Альсено в 30 км к юго-востоку от Пьяченцы. Изначально аббатство называлось Santa Maria della Colomba (colomba в переводе с итальянского означает голубь, что отсылает к сцене Благовещения, когда Святой дух спустился к Марии в образе белого голубя).
Аббатство было основано 11 апреля 1136 года Бернаром Клервосским, после того как пьячентинский епископ Ардуино и влиятельные в этих краях маркграфы даровали монастырю земли. В 1145 году было начато строительство базилики с примыкающим к ней клуатром и основными монастырскими помещениями, работы растянулись на два столетия.
В 1248 году войска Фридриха II подожгли аббатство, об этом страшном событии напоминает мемориальная доска в клуатре. Следующим испытанием для монахов обители стала комменда: с 1444 года звание аббата формально присуждалось знатному мирянину, который жил далеко от монастыря и не участвовал в его религиозной жизни, но при этом отчуждал себе часть его доходов. Тем не менее, в 16-18 веках аббатство значительно выросло и благополучно существовало до тех пор, пока в соответствии с двумя наполеоновскими декретами 1805 и 1810 годов не было конфисковано все его имущество, а монахи изгнаны. Тысячи гектаров земли стали собственностью Городского госпиталя Пьяченцы. В 1937 года в аббатство вернулись монахи-цистерцианцы и начали его восстанавливать. В 1976 году аббатство перешло в собственность к государству, которое теперь заботиться о его сохранности.
Архитектурный комплекс был выстроен в соответствии с классической бенедиктинской схемой соединения примыкающих друг к другу прямоугольных в плане построек. Сердцем аббатства была выложенная из красного кирпича базилика, олицетворяющая планомерный переход от романского стиля к готике. К старому фасаду, украшенному аркатурами, в 14 веке был пристроен портик. Большая десятилепестковая роза была вмонтирована еще позднее.
Интерьер церкви, завершенный в начале 13 века, представляет собой характерный образец итальянской цистерцианской архитектуры с акцентированными нервюрами и полосатыми арочными сводами. Довольно большие размеры базилики (65 метров в длину и 20 метров в ширину) свидетельствуют о большом количестве монахов, живших в аббатстве с самого его основания. Бернар Клервосский враждебно относился к смехотворному средневековому бестиарию и поэтому интерьер церкви, поделенный на три нефа пучками кирпичных колонн, лишен скульптурного декора. В трансепте вмурованы в стену изображения святого Бенедикта, святого Стефана, святых Петра и Павла и Марии Магдалины. В правом рукаве трансепта находится лестница, ведущая в дормиторий, в который можно также попасть из клуатра. В дормитории сейчас устроен Музей истории ордена цистерцианцев и истории аббатства.
В готической ризнице во время последней реставрации были раскрыты фрески 14 века, в которых прослеживается влияние Джотто, среди них особенно выделяется сцена Распятия.
Квадратный в плане клуатр 14 века со стрельчатыми арками, опирающимися на колонны с фигуративными капителями, сохранился практически в первозданном виде.
С восточной стороны клуатра находится вход в Зал капитула. Профилированный портал и расположенные по бокам от него трифории покрывает геометрический декор. Над порталом находится роспись 16 века, изображающая святого Бенедикта, передающего устав монахам. Зал капитула имеет два нефа, перекрытых крестовыми сводами.
Комментарии и оценки