«Не люди совершают путешествия, а путешествия создают людей»

-- Джон Стейнбек

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Город Атри

Читать
Город Атри
Предложить свои фото

Город Атри

Средневековый город Атри расположен в 75 км восточнее ЛАкуилы и в 40 км к юго-востоку от Терамо, вблизи Адриатического побережья. В Атри проживает чуть более 11 000 человек.

Средневековый город Атри расположен в 75 км восточнее ЛАкуилы и в 40 км к юго-востоку от Терамо, вблизи Адриатического побережья. В Атри проживает чуть более 11 000 человек.

Краткая история

Считается, что имя поселению дали иллирийцы (10-9 века до нашей эры). Сначала название было Hatria, затем Hatranus или Hadranus. Иллирийцев сменили италийские племена и этруски. С 289 года до нашей эры Атрия стала латинской колонией, сохранив право чеканить собственную монету. В римский период город был довольно значительным центром. В Средневековье поселение переживало некоторый упадок, сведения об этом периоде не слишком подробны. Атри побывало под властью лангобардов, вошло в состав Сполетского герцогства, затем стало феодом графов Апруцио. В 1251 году папа Иннокентий предоставил поселению статус автономной коммуны. В 1395 году за 35 000 дукатов Атри было продано графу Аквавива. Затем в Атри правили ещё 18 графов и герцогов. С середины 15 века Атри стало столицей герцогства. В 1757 году земли герцогства вернулись в состав Неаполитанского королевства, куда и входили до объединения Италии. После объединения Италии история Атри совпадала с основными вехами истории всей страны.

Кафедральный собор (Duomo di Atri)

Сокафедральная базилика Атри имеет статус национального памятника и является одним из символов региона Абруццо. Собор посвящен Богоматери.

Когда примерно в 10 веке до нашей эры было основано поселение на месте центра нынешнего Атри, оно было окружено стеной из крупных камней или так называемой циклопической стеной. При римлянах поселение было расширено, циклопические стены частично снесены. В центре города был построен храм Геркулеса. В эпоху Римской империи рядом с храмом, в центре, селились богатые горожане. Раскопки выявили под базиликой следы циклопических стен, храма, римского домуса и бань.

Из исторических документов известно, что в 958 году в Атри была церковь, вероятно, построенная в 9 веке. Точно неизвестно, где она находилась, но многие специалисты полагают, что она стояла на месте нынешней базилики. В 11 веке население городка выросло. Старая церковь была снесена, была построена новая церковь. Церковь 11 века стояла на месте нынешней базилики и имела такой же периметр. Правда, она была пятинефной и более приземистой. Эта церковь упоминается во многих исторических источниках, однако неясна причина, почему здание было решено перестроить. Сведений о разрушении или пожаре в хрониках не сохранилось.

В 1223 году была начата реконструкция храма. В том же году базилика, сохранившая основные размеры предыдущего здания, была освящена. В 1260 году заметили, что арки и колонны, установленные при реконструкции 1223 года, могут обрушиться. Исправлять положение были приглашены зодчие Раймондо дель Поджо и Райнальдо дАтри. К 1284 году была закончена реконструкция основных частей сооружения: фасада, внутреннего пространства, боковых стен. Тонкие непрочные колонны были заменены на восьмиугольные пилястры. После завершения работ церковь была освящена в честь Вознесения Богоматери.

В 14-17 веках церковь продолжали благоустраивать и украшать произведениями искусства. В 1305 году была заложена колокольная башня. Её строительство было завершено лишь в 1502 году. В 1460-1470 годах в алтарной части базилики был написан цикл фресок сюжетами из жития Христа и Богоматери, а также изображения евангелистов в люнетах сводов алтарной части (1481). Работа была выполнена художником Андреа де Литио, одним из самых ярких мастеров эпохи Возрождения в Абруццо. После того, как в 1899 году базилика была провозглашена национальным памятником, она несколько раз реставрировалась.

Фасад базилики выглядит величественно и, в то же время, незавершённо. Верхняя часть фасада обрушилась при землетрясении 1563 года и не была восстановлена. Портал базилики прекрасный образец готики в Абруццо (1288-1305). Люнет портала украшен фреской 16 века Успение Богородицы. Слева от портала фрагменты огромной фрески с изображением святого Христофора (13 век). В Средневековье считалась, что если даже издалека увидеть изображение этого покровителя паломников, то святой защитит и поможет в пути. Над порталом расположена резная роза с 12 лучами. Выше, над розой, - мраморная статуя Богоматери на троне с младенцем (конец 13 века). После обрушения верхней части фасада верхний край оставшейся части фасада был украшен аркатурами в стиле эпохи Возрождения.

Правый фасад характеризуется тремя готическими порталами. Порталы украшают фрески, датируемые 13-14 веками. Они принадлежат кисти неизвестного мастера, на манеру письма которого повлияли произведения Чимабуэ. Специалисты называют этого неизвестного художника Мастером люнетов в Атри. Окна правой стороны фасада сохранили витражи 13 века. Эти витражи очень просты и лишены декоративных деталей.

Облик заднего фасада демонстрирует преобладание романских, а не готических черт. Окна этой стороны храма выполнены в романском стиле и восходят к 11-12 векам. Во время реставрации середины 20 века были снесены некоторые постройки (ризница и пристройка), чтобы открыть вид на старинные окна. За базиликой находится внутренний двор (построен в 15 веке на месте структуры 12 века).

Если южная сторона церкви выходит на широкую улицу, то северная сторона обращена к переулку, зажата между пристройками. Окна северной стены украшены современными витражами. Там же расположен вход в музей при базилике.

Высота колокольной башни собора достигает 64 метров, это самая высокая колокольня в Абруццо. Квадратная в плане колокольная башня была заложена около 1264 года. В 1305 году Райнальдо дАтри достроил колокольню до звонницы. В 1502 году зодчий Антонио да Лоди придал сооружению завершённый вид, возведя восьмиугольный барабан с шатровой крышей. Верхняя часть колокольни отделана керамической плиткой.

Внутреннее пространство храма разделено средневековыми пилястрами на три нефа. Капители пилястров различны между собою и датируются, в основном, 1233-1284 годами. Большой интерес представляют фрески, покрывающие стены базилики.

В левом нефе базилики можно видеть фрагменты фресковых росписей и скульптуры. Произведения датируются 14-17 веками. После чумы 1656 года в санитарных целях стены собора были заштукатурены. Старинные фрески были открыты при реставрационных работах 19-20 веков. Примечательны фрагменты фрескового цикла Житие Христа (1340, Лука д`Атри). Предположительно, этот мастер мог учиться у Джотто или у Симоне Мартини в Неаполе. Далее расположен алтарь Арлини. Он выполнен в барочном стиле из позолоченного дерева. Между алтарём Арлини и основанием колокольни сохранились фрагменты фрески с изображением святых Николая и Иакова (14 век, неизвестный мастер). Рядом с основанием колокольной башни находится баптистерий: купель расположена под резным балдахином. Этот баптистерий создан ломбардским мастером Паоло де Гарвиисом в 1503 году. Декоративные элементы (листья, цветы, вазы) выполнены в стиле, характерном для ломбардского Возрождения. На основании колокольни, которое почти полностью находится внутри базилики, также имеются следы фресковых росписей (14-16 века).

В базилике Атри только одна капелла капелла таинства (или причастия). Она невелика по размерам, в ней умещается лишь алтарь (18 век). Перед входом в капеллу стоят средневековые колонны. Во время реставрационных работ середины 20 века было принято весьма спорное решение о демонтаже органа (1547). Орган, увы, был разобран, но за ним была обнаружена дверца, украшенная декоративными элементами, восходящими к 15 веку. Между органом и алтарём Корвиис находится фреска с изображением Богоматери (1460). Дальше расположен мраморный алтарь семейства Корвиис (1577). В глубине левого нефа можно видеть найденные археологами следы церкви, предшествовавшей нынешней базилике. В углу левой стены и хоров примечательна фреска Трое мёртвых и трое живых - распространённый средневековый сюжет, позаимствованный у французских менестрелей. Эта фреска считается самой древней в базилике и датируется 1260 годом. Возможно, художник был из Франции, так как этот сюжет получил распространение в Италии несколько позднее. Над этой фреской фрагмент фрески с изображением апостолов (конец 13 века).

В помещении перед ризницей и в ризнице можно видеть некоторые алтарные образы, в основном, 17-18 веков. Самый древний образ Богоматерь на троне с младенцем и ангелы. Эта работа, возможно, была написана в 13 веке и подправлена в 15 веке. В ризнице также хранятся облачение и предметы церковной утвари.

В правом нефе стоит алтарь семейства Аквавива или алтарь святой Анны. Мраморный алтарь творение Паоло де Гарвииса (1502-1503). Рядом с алтарём можно видеть фрагмент фрески (конец 14 века) с изображением Богоматери Млекопитательницы и святых. В правом нефе также сохранились другие фрагменты фресковых росписей 13-16 веков, например, Святые Иаков и Екатерина Сиенская (1360, Андреа да Болонья), ещё одно изображение Богоматери. У правой стены стоит и алтарь святого Николая (16 век), выполненный в стиле эпохи Возрождения.

Главный неф членен восьмью колоннами (по четыре с каждой стороны). Колонны хранят следы фресковых росписей 14-16 веков. В главном нефе также следует обратить внимание на кропильницы (16 век). Главный алтарь собора восходит ко второй половине 12 века. В 1570 году он был переделан. Одна из самых интересных деталей алтаря боковая декоративная панель, представляющая собой образчик романской скульптуры и датируемая 1223 годом. Хор церкви некогда был покрыт росписями. До наших дней сохранились фрагменты фресок 14-15 веков.

Колонны и свод хоров были украшены циклом фресок, написанным Андреа де Литио. Цикл включает 101 фреску. Сюжеты фресок, главным образом, посвящены житию Богородицы. Работа выполнялась в несколько этапов примерно с 1460 года по 1481 год. Этот монументальный шедевр искусства эпохи Возрождения привлекает в базилику многочисленных любителей живописи.

Церковь святой Репараты (Chiesa di Santa Reparata)

Церковь святой Репараты примыкает к Кафедральному собору со стороны via Roma. Здания соединены между собой. В 1352 году святая Репарата была провозглашена покровительницей Атри. Церковь в её честь была воздвигнута в 1355 году. Впоследствии, в 17 веке и в середине 18 века (Джан Баттиста Джанни), здание перестраивалось.

Внешняя отделка церкви и её внутреннее убранство выполнены в стиле барокко. Фасад церкви демонстрирует черты, типичные для ломбардского барокко, и некоторые детали в неоклассическом стиле. По вертикали фасад можно разделить на три части: нижнюю, среднюю и верхнюю. В нижней части, по сторонам, расположены четыре лизены. В центре открывается портал. Тимпан портала опирается на колонны с богато украшенными резьбой капителями. В люнете портала статуя святой Репараты (14 век) с моделью Атри. Модель города, видимо, переделывалась в 16 веке или была добавлена, т.к. колокольня собора изображена с восьмиугольным барабаном, построенным около 1502 года. В средней части фасада открывается больше прямоугольное окно. Окно декорировано барочными элементами. По сторонам от окна четыре лизены с неоклассическими капителями. В верхней части фасада отделанный резьбой тимпан фронтона. Над средокрестием поднимается восьмиугольный барабан с фонарём и куполом. В барабане открываются окна, освещающие церковь.

В основании храма лежит греческий крест. Внутреннее убранство однонефной церкви выполнено в стиле ломбардского барокко 18 века: резные капители колонн, лепнина. Главный алтарь украшен статуями: Скорбящая Богоматерь над телом Христа (19 век). Большой интерес представляет массивный резной деревянный балдахин. Он выполнен мастером Карло Риччоне в 1690-1692 годах. Этот мастер был учеником Бернини. Сделанный Риччоне балдахин весьма напоминает знаменитый балдахин в соборе святого Петра в Ватикане. В церкви стоит старинный орган (1761-1765). Алтари церкви, в основном, восходят к 18-19 векам. В алтарной части имеются две деревянные статуи: святая Репарата (18 век) и Непорочная Дева (19 век). Фрески, украшающие стены церкви, выполнены мастерами неаполитанской школы в 18 веке.

Церковь святого Августина (Chiesa di SantAgostino)

Церковь святого Августина находится на corso Elio Adriano. Предположительно, здание было возведено ещё в 13 веке и посвящено святому Августину. Затем, в 14 веке, оно было перестроено. Тогда церковь была посвящена святым Иакову и Екатерине. Храм украшали в 15 веке. Вероятно, здание перестраивалось и в эпоху барокко. Сейчас церковь не является действующей. В помещении оборудован зал для светских мероприятий.

Фасад церкви сложен из кирпича. По верхней части фасада бежит резной карниз, выполненный в стиле эпохи Возрождения. Чуть ниже карниза открывается большое окно (18 век). В нижней части расположен великолепный портал шедевр Маттео да Наполи. Портал сделан в стиле поздней готики (около 1420 года) со следами испанского влияния. Интересна своеобразная подпись мастера. Считается, что Маттео да Наполи работал медленно, за что его и прозвали улиткой. Улиткой мастер пометил капитель одной из колонн. Резная арка портала завершается фигурой Бога-отца. Ниже изображён святой Августин, августинцы, апостолы, сцена Благовещения. Справа от церкви возвышается колокольня. Она была построена, вероятно, Антонио да Лоди сразу после возведения колокольни собора (около 1505 года). Колокольня практически является уменьшенной копией (её высота 20 м) колокольни Кафедрального собора.

Внутреннее пространство церкви состоит из одного нефа. По сторонам от входа расположены две кропильницы (16 век). В бывшем храме сохранились алтари. Они выполнены в барочном стиле (17) и украшены терракотовыми статуями (15-16 века). Мраморная ограда главного алтаря восходит к 18 веку. Сам главный алтарь работа современных мастеров (20 век). Витражи окон (за исключением трёх старинных: два витража в алтарной части датируются 15 веком, один витраж нефа 14 веком) созданы в 1969-70 годах. На стенах церкви присутствуют фрагменты фресок. Наибольший интерес представляет изображение Богоматери Милостивой (15 век, Андреа де Литио). Некоторые специалисты предполагают, что молящиеся, написанные у ног Богоматери и святых, - правитель города Аквавива и его семья.

Церковь святого Духа (Chiesa di Santo Spirito)

Церковь святого Духа стоит напротив руин замка, построенного при Аквавива и частично разрушенного во время народного бунта в 1413 году. Храм был построен в 12-13 веках, но позднее неоднократно перестраивался. Рядом с церковью располагался монастырь, на протяжении веков он принадлежал то одному, то другому монашескому ордену. Сейчас в бывших помещениях монастыря размещается дом престарелых. Нынешний облик церкви плод перестроек эпохи барокко и работ 19 века.

Отличительная черта фасада храма портал в стиле эпохи Возрождения (1586). Примечательно, что этот портал был перенесён в церковь святого Духа из другой разрушенной церкви в 1833 году. Фасад был перестроен в первой половине 19 века, но, в общем, сохранил барочные черты, приданные ему несколько ранее. Колокольная башня восходит к 18-19 векам.

Внутреннее пространство состоит из одного нефа. Убранство выполнено преимущественно в стиле барокко. Потолки храма расписаны в 18 веке. Стоит обратить внимание на фреску с изображением Рождества Христова с монахами различных орденов. Произведение датируется 1550-1560 годами и, по-видимому, принадлежит кисти мастера флорентийской школы. Алтари, в основном, сделаны в стиле барокко: алтарь Страшного суда (16-17 века), святой Анны (конец 18 века), святого Франциска (1770), Богоматери Скорбящей (конец 18 века). В церкви имеется капелла (18-19 века), посвящённая святой Рите святой, весьма почитаемой в Атри. Капелла также декорирована в стиле барокко. В алтарной части можно видеть статуи и образы, созданные в 17-19 веках.

Дворец Аквавива (Palazzo Acquaviva)

Главным памятником светской архитектуры в Атри является дворец Аквавива. Дворец был построен в 1395 году и прослужил резиденцией правителям до 1760 года. Дворец был возведён на месте римских построек, при строительстве были использованы материалы с развалин римского театра. Затем резиденция перестраивалась в середине 16 века.

В комплексе в былые времена были сосредоточены различные властные структуры (военные, судебные и т.п.) вплоть до тюрьмы и пыточной камеры. К сожалению, многие предметы декора дворца были разрушены и утрачены во время австрийской и немецкой оккупации. В коллекции картин Аквавива были работы Веронезе и Тициана, которые теперь украшают немецкие музеи. С 1917 года в помещении дворца размещаются городские власти.

Прочие достопримечательности

Из других памятников церковной архитектуры в Атри следует обратить внимание на церковь святого Николая. Она восходит к 1181 году и считается самой древней церковью в городе. Церковь была построена за городскими стенами. В 14-15 веках стены храма были расписаны фресками. До наших дней сохранилось лишь пять фресок. Одна из них (с изображением Богоматери, ангелов и святых) приписывается Андреа де Литио.

Некоторые средневековые церкви в своё время были существенно перестроены и дошли до нашего времени в том облике, что был им придан в эпоху барокко. Так, например, монастырь кларисс и церковь святой Клары, заложенные в 1260 году, были перестроены в последующие века. Нынешний внешний облик этому комплексу был придан в 16 веке. Внутреннее убранство оформлено в барочном стиле. Такова же судьба францисканского монастыря. Основанный в 1226 году монастырь сильно пострадал при землетрясении 1690 года. В 1715 году был построен новый комплекс в барочном стиле. Церковь святой Троицы также демонстрирует черты стиля барокко. Этот храм восходит к 13-14 векам, но был перестроен в 17-18 веках.

Церковь святого Элевтерия существовала уже в 13 веке. В 1395 году, став правителями города, семейство Аквавива построило рядом с этой небольшой церковью свой дворец. Церковь была переделана в дворцовую капеллу. В 1441-1465 капелла была перестроена в стиле эпохи Возрождения. До 1760 года (конца герцогства) она оставалась дворцовой капеллой. Затем капелла находилась в запустении. Наконец, в 1917 году, после Первой мировой войны она была преобразована в мемориал памяти павших в войне.

Среди дворцов Атри можно выделить дворец Арлини (эпоха Возрождения, на via Ferrante), дом Паолини с порталом 16 века (эпоха Возрождения, напротив церкви святого Франциска), дворец кардинала Чикады (на via Cicada). К 18 веку относятся дворец ди Вальфорте (напротив муниципалитета), дворец Бинди (между via San Domenico и via Santa Chiara; перестроен в 20 веке), дворец Гуидетти с потолками, расписанными сценами из Божественной комедии (рядом с дворцом Бинди) и дворец Мамбелли (на via Cicada). В неоготическом стиле выстроен дворец Груэ, расположенный за церковью святого Николая. Примечательно также здание гостиницы Альберго нуово. Оно возведено в 1922 году в стиле либерти.

В Атри есть археологическая зона с остатками римского театра (3-2 века до нашей эры). Зона расположена неподалёку от дворца кардинала Чикады (на via Cicada). На побережье, напротив Атри, под водой и под песком должны располагаться руины античного порта. В этой зоне часто находят предметы, относящиеся к античной эпохе.

В Атри есть старинные парки: парк капуцинов, восходящий к 16 веку, и парк Сорриккио, некогда соединявшийся с садом герцогского дворца.


Комментарии и оценки