«Турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно. А путешественник …он может и не вернуться»

-- Пол Боуз

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Эскориал

Читать
Эскориал
Предложить свои фото

Эскориал

Эскориал один из самых известных исторических памятников в Испании - находится в 50 километрах к северу-западу от Мадрида у подножия горного хребта Сьерра де Гуадаррама. Он представляет собой дворец-монастырь, посвященный святому Лаврентию. Название Эскориал дворец получил в честь деревушки, рядом с которой был построен. Название же дословно означает место свалки шлаков (escorial), поблизости находилось место, где сваливали отходы от добычи камня. В качестве главной причины, послужившей возникновению нового дворца, считают победу англо-испанской армии над французскими войсками при Сен-Кантене, одержанную 10 августа 1557 года. Считается, что Филипп II именно тогда дал обещание воздвигнуть храм в честь святого Лаврентия (Сан Лоренсо). Святой мученик Лаврентий высоко почитается испанцами, так как он был родом из Арагона. План Эскориала, по преданию, имеет форму решетки, на которой по приказу императора Валериана Лаврентий был заживо сожжен в 261 году.

Эскориал один из самых известных исторических памятников в Испании - находится в 50 километрах к северу-западу от Мадрида у подножия горного хребта Сьерра де Гуадаррама. Он представляет собой дворец-монастырь, посвященный святому Лаврентию. Название Эскориал дворец получил в честь деревушки, рядом с которой был построен. Название же дословно означает место свалки шлаков (escorial), поблизости находилось место, где сваливали отходы от добычи камня. В качестве главной причины, послужившей возникновению нового дворца, считают победу англо-испанской армии над французскими войсками при Сен-Кантене, одержанную 10 августа 1557 года. Считается, что Филипп II именно тогда дал обещание воздвигнуть храм в честь святого Лаврентия (Сан Лоренсо). Святой мученик Лаврентий высоко почитается испанцами, так как он был родом из Арагона. План Эскориала, по преданию, имеет форму решетки, на которой по приказу императора Валериана Лаврентий был заживо сожжен в 261 году.

Работа по строительству монастыря была начата в 1563 году под руководством архитектора Хуана Баутиста де Толедо. Его помощником был Хуан де Эррера, который продолжил строительство после смерти Хуана Баутисты. Активное участие в ходе работ принимал и заказчик король Филипп II. В 1598 году монарх скончался, сраженный гангреной. К этому моменту его мечты были осуществлены лишь частично. Уже был построен дворец, библиотека, монастырь, сады, но не был готов королевский Пантеон. Умирающий король был огорчен тем, что не смог до конца выполнить волю своего отца, желавшего собрать в одной усыпальнице гробы всех испанский королей династии Габсбургов. Окончательно Пантеон был закончен уже при Филиппе IV в 1654 году, к этому моменту в течение полувека велось перезахоронение монархов. В правление Карла II в 1671 году Эскориал пострадал от пожара. Позднее король пригласил для росписи церкви и интерьеров знаменитого итальянского живописца - Луку Джордано. В 19 веке к ансамблю Эскориала было добавлено последнее архитектурное сооружение: Пантеон инфантов, предназначенный для захоронений ненаследных принцов, принцесс и королев, не ставших матерями монархов.

Внешний облик дворца-монастыря святого Лаврентия является величественно строгим и простым, оставляющим впечатление сдержанности. Его стены выложены из серого гранита, добываемого в близлежащих окрестностях Сьерра-де-Гуадаррама. Размеры его внушительны: 160 на 200 метров, общее количество окон более 2 600. Над архитектурным комплексом дворца доминируют две башни-звонницы высотой 90 метров, по углам расположены еще четыре башни с пинаклями. Стиль дворца получил название desornamentado, что означает без украшений. В целом же направление, основанное его архитектором Хуаном де Эррера, получило название эрререско. Главный фасад с колоннадой был выполнен Хуаном Баутиста де Толедо, почитавшего итальянский классический архитектурный стиль и в частности работы Андреа Палладио. По центру главного фасада расположился величественный портал, имеющий классическую форму. Его нижний ярус образован восемью колоннами дорического ордера, а верхний четырьмя ионическими колоннами и фронтоном, над которым водружены гранитные шары. В центре портала установлена статуя святому Лаврентию (работы Х.Б.Монегро).

В центре дворцового комплекса расположен его главный двор, называемый Королевским (Patio de los Reyes) из-за шести статуй ветхозаветных пророков на фасаде храма. Статуи были созданы в 1584 году скульптором Х.Б.Монегро. Они изображают, слева направо: Иоасафата, Иезекииля, Давида, Соломона, Иосию и Манаса. На фасаде церкви святого Лаврентия доминируют огромные пилястры дорического ордера. В нижнем ярусе он имеет пять полуциркульных арок. В плане королевская церковь святого Лаврентия имеет греческий равноконечный крест. В интерьере, спроектированном Хуаном Баутиста де Толедо, церковь имеет три нефа. Во внутреннем убранстве, прежде всего, выделяется ретабло в главном алтаре, выполненное по эскизу Хуана де Эрреры с использованием позолоты, бронзы, яшмы и красного мрамора. Ретабло образовано рядами колонн дорического, ионического и коринфского ордеров. Оно содержит картины итальянцев Цуккаро и Тибальди, бронзовые статуи и увенчано Распятием работы Помпео Леони. Также во внутреннем убранстве следует выделить фрески Луки Джордано на сводах храма; огромное Распятие работы Бенвенуто Челлини, размещенное в нише на южной стороне церкви рядом со входом; верхний хор со 128 креслами, вырезанными по эскизу Эрреры; две бронзовые скульптурные группы в пресбитерии, выполненные Помпео Леони, изображающие королей Филиппа II и Карла V с членами их семей.

Лестница в правом нефе соединяет церковь святого Лаврентия с Королевским Пантеоном (Panteon Real). Пантеон расположен в самом центре комплекса Эскориал, под главным алтарем церкви (такова была воля Филиппа II). Он представляет собой восьмиугольную крипту, разукрашенную мрамором, яшмой и золоченной бронзой. Крипта была спроектирована архитектором Джованни Батиста Крешенци. По кругу расположены гробы монархов, выполненные из серого мрамора. Они установлены на позолоченных ножках в форме львиных лап в нишах, разделенных пилястрами. Здесь покоятся почти все монархи Испании династии Габсбургов и Бурбонов. На алтаре расположено Распятие работы Доменико Гвиди. Подземный коридор ведет из Королевского Пантеона в Пантеон инфантов. Эта усыпальница была построено под общим руководством Хосе Сегундо де Лемма в 1888 году при Марии Кристине Габсбургской. Среди погребенных здесь внебрачный сын Карла V, Изабелла Португальская и др.

Среди наиболее интересных королевских залов Эскориала следует выделить Галерею баталий. Галерея баталий представляет собой зал с фресками, изображающими эпизоды военных кампаний испанских монархов. Одна из главных изображает победу генерала Игеруэлы над маврами в битве за Гранаду 1431 года. Среди королевских покоев выделяются роскошные апартаменты Бурбонов, украшенные для Карлоса IV (1788 1808) гобеленами, изображающими рисунки Гойи.

Также стоит отметить Зал портретов, в котором находятся изображения почти всех испанских монархов, включая Карлоса I (копия картины Тициана работы Хуана Пантоха де ла Крус), Филиппа II (того же автора), Филиппа IV (работы Бартоломе Гонсалеса), Карлоса II и других.

Среди художественных произведений в музее искусства во дворце хранятся работы таких мастеров, как Рогир Ван дер Вейден, Эль Греко, Босх, Рибера, Тициан, Тинторетто, Веронезе и Рубенс. Другим примечательным местом во дворце является королевская Библиотека, представляющая книжное собрание из почти 40 тысяч томов, основу которой составляет собрание книг Филиппа II. Потолок библиотеки украшают фрески Пеллегрино Тибальди (16 век) с аллегорическими изображениями Философии, Грамматики, Риторики, Музыки, Геометрии, Диалектики.

Вокруг дворцового архитектурного комплекса располагаются великолепные сады, среди которых выделяется монашеский сад (Jardin de los Frailes).


Комментарии и оценки