Старопрестольный собор Лериды, Собор Сеу Велла де Лерида (Catedral de la Seu Vella de Lerida; Seu Vella de Lleida) главный храм города, возвышающийся на холме в историческом центре.
История возведения христианского храма на этом месте восходит к 832 году, когда Лерида была отбита у мусульман. Первый епископ осветил стоявшую здесь мечеть (возведенную, как считается, на месте раннехристианской и вестготской церкви), превратив ее в христианский собор. Однако построенное здание не удовлетворяло растущим потребностям университетского города, и в конце 12 века кафедральный капитул поручил архитектору Пере де Кома создать проект нового здания, которое было задумано в романском стиле (по примеру популярных тогда бенедектинских базилик).
Первый камень был заложен в 1203 году в присутствии короля Педро II Арагонского, а освящена почти законченная церковь была в 1278 году. К концу 13 века работы в основном завершились, хотя оставались мелкие недоделки. Крытая галерея собора продолжала возводиться до 15 века. Главная капелла была завершена в 1337 году Уго де Кардонаю. Ворота Апостолов были закончены знаменитым мастером этого периода Гиллемом Сегером, также над ними трудились Бартомью до Робьё, Жауме Каскалль и французский мастер Шарль Галте де Руан.
В 1707 году Лериду, которая оставалась верна Габсбургам, захватили войска Филиппа V первого короля из новой династии Бурбонов. Собор был разграблен и превращен в военную комендатуру, более того, королем был издан приказ о его сносе, который, к счастью, остался невыполненным. Епископская кафедра была перенесена в церковь святого Лаврентия. В 1761-81 году у подножия холма был построен Новопрестольный собор Лериды в барочном стиле, но он не сумел вытеснить из сердец горожан старого величественного здания. В 1918 году старопрестольный собор был признан национальным достоянием Испании, а в 1950 началась его реставрация.
Внешний облик собора, являющегося символом города, демонстрирует черты позднероманского стиля (хотя своды собора уже стрельчатые готические (фото)). Фасады собора отличаются суровостью и простотой очертаний, которые порой нарушают фигурные архивольты и скульптурные украшения капителей и карнизов, большие круглые окна с узорами и порталы. Эта суровость результат влияния на каталонскую романскую архитектуру ломбардского стиля 11 века.
Порталы и капители храма по большей части являются результатом работы известной скульптурной мастерской в истории искусства Каталонии, получившей название Леридская школа. Среди порталов особенно стоит отметить произведения леридской школы портал Святого Беренгера (Puerta de Sant Berenguer), Крещения (dels Fillols) и Благовещения (de lAnunciata). Портал Святого Беренгера расположен в северном рукаве трансепта и выходит на замок. Это первый из порталов, построенных в 12 веке. Это лаконичный проем из нескольких плоских арок, почти ничем не украшенный, за исключением монограмм имени Христова. Портал Благовещения находится в южном рукаве трансепта. Он создан по примеру романских образцов, с карнизами и консолями, изображающими человеческие головы и гротескные животные (фото). Находившееся здесь скульптурное изображение сцены Благовещения перенесено с него в Епархиальный музей Лериды. Портал Крещения был построен к 1220 году и долгое время оставался главным входом в собор (с южного фасада). Это полукруглая арка с многочисленными архивольтами и изобразительными мотивами. В 1386 над ним был построен нартекс с крестовым сводом и изображением Девы Марии с ангелами. Готическая восьмиугольная колокольня высотой более 60 м. (фото) была пристроена в 14 веке с юго-запада крытой галереи.
С южной стороны храма, помимо порталов находятся 5 больших готических аркад крытой галереи с крупными контрфорсами. Крытая галерея одна из самых больших в Европе, с террасой с отличным видом на город, была выполнена в 13-14 веках. Она размещена нетипично перед главным фасадом базилики, а не сбоку, как это было принято обычно. Она перекрыта стрельчатыми арками, опертыми на тонкие колонны. Здесь находятся многочисленные гробницы видных горожан Лериды, некоторые из которых представляют из себя любопытную скульптуру. К галерее примыкает трапезная, ценные романские фрески 14 века из которой также перенесены в Епархиальный музей.
В плане собор представляет собой трехнефную базилику, чей план усложнен многочисленными капеллами, а к трем основным апсидам по бокам примыкает еще две. Пропорции храма определены сложным участком холмистой местности, на которой он был возведен. Храм перекрыт крестовыми сводами, что свидетельствует о их более позднем, по сравнению с основным зданием, происхождением. Капители храма щедро украшены растительной, геометрической и прочей резьбой, а также сюжетами из Библии. Интерьеры украшены остатками фресок и монументальной скульптуры, хотя большая часть их была уничтожена во время Войны за испанское наследство.
Главное ретабло собора было выполнено в 1360-62 году из алебастра скульптором Бартоломеу Робио. В 18 веке он был демонтирован, и сохранилось только 4 рельефа, 2 из которых также демонстрируются в Епархиальном музее. В хоре выставлена коллекция фламандских гобеленов 16 века на библейские, мифологические и придворные сюжеты. Многочисленные часовни храма претерпели разрушения на протяжении истории собора. В настоящий момент в часовнях размещена различная сакральная скульптура и захоронения.
Комментарии и оценки