«Я не знаю, куда я иду, но я уже в пути»

-- Карл Саган

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Старый кафедральный собор

Читать
Старый кафедральный собор (La Vieja Catedral de Salamanca)
Предложить свои фото

Старый кафедральный собор (La Vieja Catedral de Salamanca)

Старый собор Санта Мария (Catedral Vieja) находится в центре города рядом с Новым собором. Он был заложен соратником Сида Кампеадора Херонимо де Перигором (ум. 1120) который стал первым епископом города после освобождения его в годы Реконкисты. Так как Саламанка была пограничным городом, собор проектировался и как настоящая крепость (сейчас это не очень заметно из-за сноса зубцов стен и прочих фортификационных деталей).

Старый собор Санта Мария (Catedral Vieja) находится в центре города рядом с Новым собором. Он был заложен соратником Сида Кампеадора Херонимо де Перигором (ум. 1120) который стал первым епископом города после освобождения его в годы Реконкисты. Так как Саламанка была пограничным городом, собор проектировался и как настоящая крепость (сейчас это не очень заметно из-за сноса зубцов стен и прочих фортификационных деталей).

Строительство началось в 12 веке и продолжалось до 14 века, и поэтому здание, задуманное в романском стиле, в итоге достраивалось как готическое. К 16 веку Старый собор оказался уже слишком маленьким для выросшего города, и было решено его снести. Рядом началось строительство Нового собора, а Старый оставили для служения мессы во время стройки. Колокольню все же снесли и переделали в колокольню Нового собора. Но второй собор строили так долго до 18 века, что после его окончания Старый собор казался уже не старомодным, а старинным, и был сохранен. Теперь оба здания имеют общую стену и являются единым комплексом. Вход в Старый собор осуществляется через одну из капелл Нового.

Поскольку с левой стороны Старый собор примыкает к Новому, а с правой к зданию клуатра (крытым галереям монастыря), на виду остались только два его фасада. Восточный фасад состоит из полукруглых апсид, выходящих на задний двор, и не представляет особого интереса. Главный фасад украшен входным порталом с богатой скульптурной декорацией в стиле испанской готики (исабелино названной в честь королевы Изабеллы Кастильской). В облике здания особенно выделяется купол, поставленный на барабан и по бокам обрамленный четырьмя башенками. Он построен около 1150 года и имеет собственное имя Петушиная Башня (Torre del Gallo) из-за своего флюгера. Его отделка с выступающей черепицей очень редка для этого региона в основном она встречается в Турции и есть один пример во французской церкви Пуатье.
В плане собор представляет собой трехнефную базилику с тремя полукруглыми апсидами, причем его левый неф оказался более узким из-за пристройки Нового собора. В его интерьере более заметны романские черты, чем в готическом фасаде. Самая древняя часть это апсиды, самая новая своды, которые выполнены уже в готическом духе и не очень сочетаются с романскими колоннами.

В главной апсиде возвышается красочное ретабло. Оно состоит из расположенных в 5 рядов 53 отдельных картин на сюжеты из жизни Христа и девы Марии, и было написано в 1430-50 годы силами трех художников. Главным был итальянец Делло Делли, который написал 12 основных изображений; остальные создал его брат Сансон Делли с бригадой местных мастеров. Несколько оставшихся картин работа третьего брата Николаса Флорентино, ему же принадлежит фреска со сценой Страшного Суда в конхе апсиды над ретабло (1445 год). Перед картиной стоит статуя Virgen de la Vega, являющаяся символом города деревянная статуя, покрытая позолоченной бронзой с инкрустациями. Это изображение Богородицы было создано в 12 веке по византийскому образцу.

Слева от главного входа в собор, под колокольней капелла святого Мартина. Перед входом фреска, где святой отдает половину своего плаща нищему. Внутри находится красочная фреска с поющими ангелами, святыми девами и гербами, а также с подписью художника Антона Санчеса де Сеговия (1262 год). Считается, что это одно из старейших в Европе подписанных произведений искусства. Правее на стене изображен Иисус в пылающей мандорле (ореоле) это еще один образ Страшного Суда в соборе.

КЛУАТР

Из правого рукава трансепта (поперечного нефа) собора есть выход в квадратную в плане крытую галерею собора, с двух сторон окруженную капеллами.

Залы галереи, построенные в 1526 году, также серьезно пострадали от Лиссабонского землетрясения. Они используются как кафедральный музей, в котором выставлено собрание живописи. Из них особенно примечательны 3 картины работы Фернандо Гальего (середина 15 века).

Самая древняя из капелл, первая слева от входа капелла Талавера (Сан-Сальвадор). Она перекрыта куполом из 16 ребер, которые поддерживаются колоннами и образуют звезду этот тип купола мусульманского происхождения и он очень странен для такой ранней эпохи для севера Испании. Стены здесь украшены росписями с гербами погребенных. Следующая капелла Санта Барбара, была основана в 1334 году. Здесь имеется маленькая картина со сценами Страстей Христовых и образом святой Варвары (16 век). Со времен основания университета эта часовня служила местом финальных экзаменов. Прежде чем сдать на степень, студент должен был провести здесь ночь в одиночестве за подготовкой. Наутро приходили экзаменаторы. Если ему сопутствовал успех то студент выходил из главной двери собора на площадь, где собирались в ожидании его друзья. Если же не сдавал выходил из другой двери.

Последняя в ряду капелл капелла Сан Бартоломе (Анайя) содержит могилу ее основателя епископа Диего де Анайя, основателя самого древнего колледжа университета. Его надгробие сделано из алебастра и окружено декоративной решеткой (16 век). Там же присутствуют надгробия других членов семьи и орган 14 века.


Комментарии и оценки