«Если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие»

-- Эрнст Симон Блох

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Королевский монастырь святой Марии де лас Уэльгас

Читать
Королевский монастырь святой Марии де лас Уэльгас (Monasterio de Santa Maria la Real de las Huelgas)
Предложить свои фото

Королевский монастырь святой Марии де лас Уэльгас (Monasterio de Santa Maria la Real de las Huelgas)

Королевский монастырь святой Марии де лас Уэльгас расположен на западе Бургоса всего в километре к югу от городского университета и парка Эль Парраль, напротив военного госпиталя.

Королевский монастырь святой Марии де лас Уэльгас расположен на западе Бургоса всего в километре к югу от городского университета и парка Эль Парраль, напротив военного госпиталя.

В 1187 по приказу году Альфонсо VIII Кастильского и его супруги Элеоноры Плантагенет началось строительство цистерцианского монастыря. Ранее эта местность была занята лугами, которые называли Уэльгас, то есть местность, которую невозможно использовать в сельском хозяйстве, отсюда и последующее название монастыря.

Королева Леонор страстно желала создать мир, в котором женщины имели бы столько же власти и ответственности, сколько мужчины. Власть аббатисы была практически безгранична: она подчинялась напрямую Папе, а в ее ведении находились как экономический, так и юридический статус монастыря. Будучи женщиной, она не могла исповедовать, служить обедню и проповедовать, однако именно она решала, кому исполнять такие процедуры. Неудивительно, что первыми аббатисами были особы королевской крови: дочери Альфонсо и Элеоноры инфанта Констанция и инфанта Марисоль. Все привилегии аббатис сохранялись до 19 века, когда папа Пий IX упразднил их.

В Средневековье монастырь удостаивался высокой чести: в нем короновали королей и производили в рыцари. В документах, дошедших до нас с того времени, есть ссылка на некоего Рикардо, который руководил строительством здания. Наиболее старинная часть монастыря представляет собой романский клуатр, за ним по хронологии идут готическая церковь и галерея Святого Фердинанда. В разных частях монастыря можно увидеть герб короля-основателя.

Стоит отметить, что общий стиль постройки никак не соответствует предполагаемой аскетичности цистерцианцев. Во многих архитектурных элементах чувствуется влияние французской архитектуры. Северный фасад украшен 19 стрельчатыми арками, собранными по парам между контрфорсами. На одной из стен трансепта открывается окно-роза.

Интерьер церкви образован тремя нефами, перекрытыми крестовыми сводами. В восточной части к главной апсиде примыкают по две капеллы. Трансепт с капеллами отделен от остальной части церкви перегородкой. На перегородке, отделяющей трансепт от центрального нефа (где расположена алтарная часть церкви), находится картина, изображающая битву при Лас-Навас-де-Толоса, написанную в 1594 году (о битве можно прочитать здесь). Рядом находится любопытная кафедра XVI века, выкованная из железа на подвижной металлической опоре.

В пресвитерии располагается великолепный алтарь 18 века, работы архитектора Поликарпо де Ланестосы, скульптора Хуана де Побес и золотчика Педро Гильена. Алтарь украшаютвитые колонны (соломоновы колонны). В центральной части изображена сцена УспенияБогородицы, а на аттике - Распятие Христа в конхе, украшенной музицирующими ангелами.

В нефах захоронено большое число королей и инфант. Известно, что главным мотивом основания монастыря для Альфонсо VIII было стремление превратить его в королевский пантеон. Он и сам желал быть похороненным в нем рядом с супругой, и его воля была исполнена (фото).

Еще одной примечательной частью монастыря является крытая галерея, или малый клуатр (Las Claustrillas). Каждая из ее сторон представляет собой 12 арок, покоящихся на парных колоннах с продолговатыми капителями с растительным орнаментом, соединяющих в себе романскую и готическую архитектуру. Центральные и угловые арки клуатра соединяются опорами, капительный орнамент которых посвящен теме замков.

Галерея святого Фердинанда еще одна выдающаяся часть архитектурного комплекса. Она была построена во время правления Фердинанда III Кастильского, в первой половине XIII века. В ней можно полюбоваться на величественные порталы, деревянные двери, одна из которых относится к XI веку. Кое-где еще сохранились полихромные остатки мавританской лепнины, изображающие павлинов, геральдику, листья и цветы. Из галереи святого Фердинанда можно выйти к малому клуатру через коридор, потолок которого украшен лепниной в мавританском стиле.

Также стоит отметить музей богатых средневековых убранств, расположенный в галерее святого Фердинанда. На 18 витринах хранится огромное множество предметов и тканей, дошедших до нас с 13-14 веков: праздничные платья, подушки, шелка, парча.

Рядом с музеем расположен готический зал капитула, украшенный портретами испанских королей и королев, аббатис монастыря, гобеленами, а также здесь демонстрируется важный экспонат музея - Штандарт Лас-Навас-де-Толоса. Традиционно считается, что этот трофей завоевал Альфонсо VIII, нанеся поражение альмохадскому халифу ан-Насиру в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Но недавние исследования показали, что ковер попал в руки Христиан позднее, во время завоеваний Кордобы, Хаэна, Севильи и был передан в дар монастырю Фердинандом III Кастильским.

Из галереи святого Фердинанда и из малого клуатра можно попасть в капеллу святого Иакова. Капелла представляет собой отдельно стоящее здание, интерьер которого оформлен в стиле мудехар. Здесь примечательна статуя святого Иакова (XIII век), сидящего с мечом в руке. В этой капелле проходило посвящение в рыцари королей, принцев и инфантов.


Комментарии и оценки