«Ничто так не развивает ум, как путешествие»

-- Эмиль Золя

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Церковь святого Франциска Ассизского

Читать
Церковь святого Франциска Ассизского (Iglesia de San Francisco de Asís)
Предложить свои фото

Церковь святого Франциска Ассизского (Iglesia de San Francisco de Asís)

Римско-католическая приходская церковь святого Франциска Ассизского, расположенная на улице Альфонсо Бетанкура в ста метрах от Городского музея изящных искусств (Museo de Bellas Artes), одно из самых важных религиозных сооружений в Санта-Крусе. Храм принадлежал последнему основанному на Канарах монастырю францисканцев. Работы над строительством монастырского комплекса велись больше ста лет. Первые попытки монахов обосноваться в Санта-Крус-де-Тенерифе относятся к 50-м годам 17 века. В 1676 году было получено официальное разрешение на строительство монастыря, посвященного святому Педро де Алькантара, и найден богатый покровитель. В начале 18 века один из местных монахов Хосе Перес вызывается руководить работами над будущей церковью в качестве зодчего. Сначала из синего тесаного камня возводится трехъярусная колокольня. Затем возводят средокрестие будущей церкви и ее главную капеллу. Предполагается, что к работе над конструкцией в ренессансном стиле с колоннами тосканского ордера подключился зодчий Андрес Родригес Бельо. Капелла с деревянными потолочными перекрытиями в португальском стиле и боковыми окнами сохранилась в своем первоначальном виде до сих пор. В 1718 году под руководством того же монаха достраивается боковая капелла Уединения Богоматери (Capilla de la Virgen del Retiro). Чуть позже к ним добавляются капелла Мужа скорбей (Capilla del Seor de Las Tribulaciones) и капелла Преосвященного Третьего ордера (Capilla de la Venerable Orden Tercera).

Римско-католическая приходская церковь святого Франциска Ассизского, расположенная на улице Альфонсо Бетанкура в ста метрах от Городского музея изящных искусств (Museo de Bellas Artes), одно из самых важных религиозных сооружений в Санта-Крусе. Храм принадлежал последнему основанному на Канарах монастырю францисканцев. Работы над строительством монастырского комплекса велись больше ста лет. Первые попытки монахов обосноваться в Санта-Крус-де-Тенерифе относятся к 50-м годам 17 века. В 1676 году было получено официальное разрешение на строительство монастыря, посвященного святому Педро де Алькантара, и найден богатый покровитель. В начале 18 века один из местных монахов Хосе Перес вызывается руководить работами над будущей церковью в качестве зодчего. Сначала из синего тесаного камня возводится трехъярусная колокольня. Затем возводят средокрестие будущей церкви и ее главную капеллу. Предполагается, что к работе над конструкцией в ренессансном стиле с колоннами тосканского ордера подключился зодчий Андрес Родригес Бельо. Капелла с деревянными потолочными перекрытиями в португальском стиле и боковыми окнами сохранилась в своем первоначальном виде до сих пор. В 1718 году под руководством того же монаха достраивается боковая капелла Уединения Богоматери (Capilla de la Virgen del Retiro). Чуть позже к ним добавляются капелла Мужа скорбей (Capilla del Seor de Las Tribulaciones) и капелла Преосвященного Третьего ордера (Capilla de la Venerable Orden Tercera).

В 60-х годах 18 века первоначальная однонефная структура храма увеличивается до трех нефов, перекрытых полукруглыми арками. Увеличивается высота центрального нефа. Фасад приобретает отчетливые барочные черты. Особое внимание на нем привлекает изящный портик с двумя каменными витыми колоннами (так называемые соломоновы колонны), увенчанными коринфскими капителями. В нише портика, вписанной в имитацию криволинейного фронтона, стоит скульптура Девы Марии, заменившая там разбитую скульптуру Педро Алькантары. Изогнутые линии краснокаменного карниза украшены декоративными верхушками. Конструкцию портика замыкает герб семьи основателя монастыря Томаса де Кастро Айала.

В 70-х годах монастырь продолжает расширяться, в том числе перестраивается и старая колокольня. Ее покрывают голландскими изразцами бело-голубых, зеленых и охристых тонов, изображающими пасторальные и охотничьи сцены. После нескольких реставраций изразцы были заменены, сейчас их можно увидеть в соседнем Музее изящных искусств. В 1872 году колокольня обзавелась часами даром городских коммерсантов.

В богатом интерьере церкви, изобилующем роскошными барочными ретабло 18 века, хранится немало скульптуры и живописи большой исторической и культурной ценности. В баптистерии находится красивая мраморная купель 18 века, увенчанная изящным белым крестом. В главной капелле помещено одно из самых интересных на Канарских островах позолоченное ретабло, изготовленное между 1736 и 1739 годами. Среди размещенных в нем скульптур особо почитаются фигуры Девы Марии Непорочного зачатия (19 век) и святого Франциска Ассизского (произведение гаванских мастеров 18 века). Здесь же можно увидеть скульптуру 17 века святого Доминика де Гусмана, происходящую из монастыря ордена доминиканцев. Также в храме привлекает внимание 50-сантиметровый барочный бюст Мужа скорбей (иконографический тип Ecce Homo) севильской художественной школы. В ретабло Богоматери Утешительницы (оно было главным ретабло расформированного в 1849 году доминиканского монастыря) помещены иконы, приписываемые художнику рубежа 17-18 веков Кристобалю Кинтане, а также особенно популярная фигура святой Риты Кассианской. Центральное место в ретабло святого Антония Падуанского занимает образ самого Антония с младенцем Иисусом на руках; справа от него стоит считающаяся особенно ценной скульптура святого Педро де Алькантары. В ретабло капеллы Преосвященного Третьего ордена выставляется любимое на островах изображение Христа в Гефсиманском саду, андалузской школы 17 века. Деревянная кафедра в центре храма опоясана шестью картинами работы известного барочного художника Хуана де Миранды, которые изображают Непорочное зачатие Девы Марии, святого Иосифа и четырех евангелистов. Настенную живопись в некоторых зонах церкви приписывают художнику Рафаэлю Энрикесу.

В середине 19 века после ряда церковных законов помещения монастыря были секуляризированы. В 20 веке монастырские галереи разрушаются, а на их месте строятся здания для музея, библиотеки, суда. Храм, стоявший некоторое время закрытым, в 1869 году был преобразован в церковный приход, действующий до сих пор. В нем регулярно проводятся службы и прочие религиозные церемонии.


Комментарии и оценки