«Пока люди мечтают о путешествиях, сидя в кресле, кресло мечтает оставаться на месте»

-- Энн Тайлер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор Святой Марии

Читать
Кафедральный собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Palma de Mallorca)
Предложить свои фото

Кафедральный собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Palma de Mallorca)

Кафедральный собор Пальмы главное религиозное сооружение Балеарских островов. Этот готический памятник, расположенный на побережье, известен в народе под названием Ла Сеу (La Seu). Его строительство началось в 1229 году после Реконкисты островов Арагонской короной. По легенде, флот короля Хайме I Завоевателя по пути к острову попал в сильный шторм; и король, молясь о спасении Деве Марии, поклялся в случае благополучного исхода построить храм в ее честь. Церковь была возведена на месте старой мечети. Работы продолжались на протяжении почти 400 лет, вплоть до 1601 года. Этапы проектирования и строительства храма достоверно неизвестны, как неизвестно и имя его автора. Считается, что первым архитектором проекта был Понс де Коль, после него проект передали автору Кафедрального собора Барселоны Хайме Фабре. Вероятно, работы начались с возведения капеллы Троицы. Вплоть до конца 14 века (в котором создавались несущие конструкции храма) сохранялась структура старой мечети, адаптированной для христианских служб. И только, когда приступили к возведению боковых порталов, она была разрушена. Церковь была освящена только в 1601 году. В 17 и 18 веке храм несколько раз восстанавливали после обрушения сводов. В 1851 году после разрушительного землетрясения первоначальный суровый готический главный фасад был реконструирован в неоготическом стиле. В начале 20 века собор ждало еще одно кардинальное изменение. В 1904 году по приглашению епископа Кампинса над восстановлением оригинального облика собора стал работать Антонио Гауди. Реформы модерниста Гауди постоянно подвергались общественной критике. Одним из главных камней преткновения стал демонтаж свечного коридора в стиле мудехар: Гауди провел в собор электричество и заменил навесную свечную конструкцию лампами и канделябрами, размещенными на колоннах и стенах нефов. Кроме того, Гауди разделил хоры на две части и перенес их из центрального нефа в боковые. В 1914 году Гауди прекратил работу над собором.

Кафедральный собор Пальмы главное религиозное сооружение Балеарских островов. Этот готический памятник, расположенный на побережье, известен в народе под названием Ла Сеу (La Seu). Его строительство началось в 1229 году после Реконкисты островов Арагонской короной. По легенде, флот короля Хайме I Завоевателя по пути к острову попал в сильный шторм; и король, молясь о спасении Деве Марии, поклялся в случае благополучного исхода построить храм в ее честь. Церковь была возведена на месте старой мечети. Работы продолжались на протяжении почти 400 лет, вплоть до 1601 года. Этапы проектирования и строительства храма достоверно неизвестны, как неизвестно и имя его автора. Считается, что первым архитектором проекта был Понс де Коль, после него проект передали автору Кафедрального собора Барселоны Хайме Фабре. Вероятно, работы начались с возведения капеллы Троицы. Вплоть до конца 14 века (в котором создавались несущие конструкции храма) сохранялась структура старой мечети, адаптированной для христианских служб. И только, когда приступили к возведению боковых порталов, она была разрушена. Церковь была освящена только в 1601 году. В 17 и 18 веке храм несколько раз восстанавливали после обрушения сводов. В 1851 году после разрушительного землетрясения первоначальный суровый готический главный фасад был реконструирован в неоготическом стиле. В начале 20 века собор ждало еще одно кардинальное изменение. В 1904 году по приглашению епископа Кампинса над восстановлением оригинального облика собора стал работать Антонио Гауди. Реформы модерниста Гауди постоянно подвергались общественной критике. Одним из главных камней преткновения стал демонтаж свечного коридора в стиле мудехар: Гауди провел в собор электричество и заменил навесную свечную конструкцию лампами и канделябрами, размещенными на колоннах и стенах нефов. Кроме того, Гауди разделил хоры на две части и перенес их из центрального нефа в боковые. В 1914 году Гауди прекратил работу над собором.

Прямоугольный в плане собор имеет довольно внушительные размеры: 121 метр в длину, 55 метров в ширину и 44 метра в высоту. Его пространство площадью в 6.600 м вмещает 18 тысяч человек. Стиль храма относят к так называемой левантийской (испанской) готике, отмеченной влиянием североевропейских (немецких) архитектурных традиций. Ла Сеу представляет собой разновидность зального типа храма с тремя нефами без деамбулатория и трансепта. Благодаря разнице в высоте между центральным и боковыми нефами собор неплохо освещается большими, хотя и узкими окнами с великолепными витражами 14-16 веков. Главное окно-роза, известное как Готическое око считается самой большой готической розой в мире (существуют и большие по размеру розы, но уже неоготические). Она имеет около 13 метров в диаметре и около 100 квадратных метров площади. 1236 стекол образуют в ней витраж с изображением звезды Давида. Интересно также, что главная роза располагается не над главным (западным) порталом, а на восточном фасаде, над центральным алтарем Королевской капеллы. Два раза в год в храме можно увидеть удивительную картину, сотворенную солнечным светом. Около 8 утра 11 ноября и 2 февраля на несколько секунд на западной стене храма появляется переливающаяся цветная проекция главной розы.

Главный фасад обрамлен двумя парами больших башен. Скульптурная композиция тимпана главного портала (portal Mayor) представляет изображение сцены Успения Девы Марии в окружении пятнадцати ее символов по Лоретанской литании: двери, колодца, дерева, дома, звезды и т.п. Самый известный из порталов 15-метровый южный портал Мирадор (portal del Mirador). В 14 веке его называли порталом апостолов. Тема оформления его тимпана, в создании которого принимал участие знаменитый скульптор Гильем Сагрера, тайная вечеря. Над фигурами апостолов располагается Бог-отец с шестью ангелами. Самый строгий и сдержанный из фасадов северный. В его центре находится готический портал Альмойна (portal de lAlmoina) с незаконченным тимпаном, в котором находится единственная скульптура Девы Марии Непорочного зачатия. К этому фасаду примыкают клуатр, два капитульных зала (барочный и готический), сакристия. Рядом с ним находится Дом Альмойны (16 век) одно из немногих гражданских сооружений в готическом стиле. Его название происходит от милостыни (almoines), которую там раздавали беднякам после выхода с мессы. В настоящее время все эти северные помещения отданы музею собора.

К северному фасаду также примыкает 48-метровая колокольня. Она состоит из трех ярусов, средний из которых служил когда-то тюрьмой. С тех времен сохранились росписи на стенах, сделанные заключенными. Один из девяти ее колоколов весит почти 6 тонн и имеет 2 метра в диаметре.

В интерьере заслуживает внимания главный алтарь Королевской капеллы, освященный в 1346 году. Алтарь окружают четыре колонны, увенчанные ангелами с музыкальными инструментами (15 век). В начале 20 века над алтарем был установлен балдахин работы Гауди. Здесь же находится кафедра епископа. Маленькая капелла Троицы (Capilla de la Trinidad), возведенная на уровне семи метров от пола, является усыпальницей королей Хайме II и III, а также епископов. Саркофаги в ней установлены в 1950 году (автор Федерико Марес). На полу можно увидеть остатки валенсийской мозаики 14 века.

В музее собора (действует с 1932 года) хранятся образцы ювелирного искусства, средневековая живопись, реликвии. Среди них выделяется 120-килограммовая серебряная дароносица, ежегодно использующаяся во время праздника тела Христова, а также инкрустированный драгоценными металлами и камнями реликварий 15 века с частицей Животворящего Креста (Vera Cruz).

Помимо богослужений, в нем регулярно проводятся органные концерты. В 1931 году собор был провозглашен художественно-историческим памятником.


Комментарии и оценки