«Как только подхватываешь лихорадку путешественника, ты уже не можешь от нее излечиться и будешь заражен ей до конца жизни»

-- Майкл Пейлин

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор Уэски

Читать
Кафедральный собор Уэски (Catedral de Huesca)
Предложить свои фото

Кафедральный собор Уэски (Catedral de Huesca)

На вершине холма в центре Уэски, на Кафедральной площади (Plaza de la Catedral), расположена Церковь Преображения Господня (La Santa Iglesia Catedral de la Transfiguracin del Seor), также известная как Кафедральный собор святой Марии.

На вершине холма в центре Уэски, на Кафедральной площади (Plaza de la Catedral), расположена Церковь Преображения Господня (La Santa Iglesia Catedral de la Transfiguracin del Seor), также известная как Кафедральный собор святой Марии.

Собор был построен в готическом стиле в период с конца 13 века по начало 16 века. Начало строительства было положено во времена правления Хайме I Арагонского. Интересно, что к проекту возведения кафедрального собора приступили гораздо позднее, чем к строительству других христианских церквей в Уэске. Это объясняется тем, что функции собора почти два века после начала Реконкисты выполняла арабская мечеть, рядом с которой в 12 веке была построена только маленькая Церковь святой Марии. Но в 1273 году очередному епископу Уэски Хайме Сарроке показалось неприличным проводить христианские церемонии в мусульманской мечети, и он предложил возвести над ней новый собор. Предложение было принято, но из-за разногласий начало строительства отложилось до 1294 года.

Первоначальный проект предполагал сооружение трех нефов с пятью капеллами в алтарной части и трансептом. На первом этапе, между 1294 и 1309 годами, возводится алтарная часть храма с пятью апсидами, а также северная стена трансепта с полукруглым арочным порталом и пристройкой, которая выполняла функции сакристии и архива. Примерно в то же время строятся боковые нефы, а позднее по инициативе и на средства частных лиц, оплативших расходы взамен на право погребения в соборе, возводят боковые капеллы. Между 1327 и 1348 годами боковые нефы покрывают крестовыми сводами, а центральный неф и трансепт деревянной кровлей. Между 1369 и 1423 годами была сооружена колокольня, причем четверть работ выполнялась под руководством Хуана де Альгиньеро (Juan de Alguiero) и Хуана де Кадрес (Juan de Quadres), а остальная часть под руководством Пере Халопа (Pere Jalopa), который увенчал колокольню красивым пятиугольным шпилем (утраченным во время Гражданской войны в 1936 году). В том же 15 веке, по инициативе антипапы Бенедикта XIII начали возводить готический клуатр, который должен был заменить старый романский клуатр, оставшийся от Церкви святой Марии 12 века. Но по каким-то причинам работы ограничились строительством только южной галереи. (Сейчас эта галерея является залом средневекового искусства Кафедрального музея). Финальным штрихом в работах над собором стало изготовление мастером Дамианом Форментом в начале 1520 года главного ретабло. Выполненное из алебастра в ренессансном стиле, ретабло представляет собой большой триптих со сценами страстей Христа.

Итак, в плане храм представляет собой правильный латинский крест с тремя нефами и боковыми капеллами. Главный портал собора (произведение Гильема Инглеса) оформлен семью архивольтами, изобилующими скульптурными фигурами, под которыми размещены каменные горельефы с изображением апостолов. В центре тимпана находится образ Мадонны с младенцем, по бокам от которой стоят волхвы.

Особый интерес в интерьере храма представляют части собора, оставшиеся от старой романской церкви. Это портик с арочным входом, оформленным тремя архивольтами, опирающимися на две пары колонн. Внутренний архивольт украшен саморанскими валиками (впервые этот тип украшения был использован в Кафедральном соборе Саморы), центральный гладкой полукруглой дугой, а внешний пирамидальным орнаментом. Также сохранились северная и часть восточной галереи романского клуатра. До недавнего времени проемы старого клуатра были замурованы. Но за последние годы эту зону расчистили и отреставрировали, открыв аркаду из трех арок с колоннами, капители которых покрыты растительным орнаментом. В нишах галерей сохранились саркофаги и надгробные плиты. (Колумбарий собора и сегодня продолжает принимать новые захоронения). Кроме того, с внешней стороны северной части клуатра можно увидеть замурованную подковообразную арку, возможно служившую входом в минарет арабской мечети.

С 1945 года в капитульном зале, клуатрах и бывшей приходской церкви собора (она была построена в 19 веке в пространстве двора клуатра) действует Епархиальный музей, в экспозиции которого представлены предметы сакрального искусства, живопись, ювелирные изделия.


Комментарии и оценки