Кафедральный собор Спасителя (известный также как Ла Сео La Seo) является одним из двух кафедральных соборов Сарагосы, помимо кафедрального собора Богоматери Пилар (они находятся в трёх минутах ходьбы друг от друга). Собор располагается на одноимённой площади в десяти минутах ходьбы на юго-запад от церкви Аббатства святого Эгидия.
Собор Спасителя построен на месте древнеримского форума и главной городской мечети Тайфы Сарагосы, от которой до наших дней дошли остатки фундамента, а также михраба . Первоначальная мечеть состояла из открытого патио и молитвенного зала с пятью нефами, вдоль стен которых располагались сиденья из алебастра.
В 1118 году король Альфонс I Арагонский (прозванный Воителем Alfonso el Batallador) завоевал Сарагосу, после чего в 1140 году началось разрушение старой мавританской мечети и строительство нового христианского храма в романском стиле под патронатом епископа Сарагосы Падро Тарроха. 4 октября 1121 года король Альфонс I Арагонский возглавлял церемонию освящения собора, посвященного имени Сан Сальвадора (святого Спасителя) или Преображению Господню. Впоследствии, вплоть до 1704 года (когда башня собора была украшена барочным шпилем), собор не раз перестраивали и расширяли.
Первоначально собор имел форму базилики с тремя нефами, каждый из которых был украшен полукруглыми апсидами (из которых сохранились лишь две). Работы над собором длились на протяжении всего 13 века. Во время правления епископа Педро Лопеса де Луна (1317 - 1345) романскую церковь перестроили в трехнефную базилику в готическом стиле с сохранением романских апсид. Центральный неф при этом был значительно выше двух боковых. Кроме того, в этот период завершилось строительство купола , который был начат в 1346 году мастерами Хуаном де Барбастро и Доминго Серрано. На протяжении 1378-1379 годов был построен главный фасад собора в стиле мудехар.
Во время правления антипапы Бенедикта XIII (1328-1423) в соборе были проведены значительные преобразования. Три романские апсиды 12 века были приподняты, а их форма из полукруглой превратилась в многоугольную с семью гранями. Кроме того, центральная апсида была украшена двумя массивными башнями-контрфорсами. Благодаря поднятию апсид также стало возможным строительство нового купола, однако уже около 1520 года его также пришлось заменить на другой, в форме восьмиконечной звезды, авторство которого принадлежит мастеру Хуану Ботеро.
С приездом в Сарагосу дона Дальмау де Мура и Сервельо (1431-1456) начался новый этап в строительстве Сарагосского собора. Теперь преобразования шли в его интерьере, в частности был построен новый главный алтарь, хор и другие менее важные изменения.
Новый проект перестройки собора был начат при архиепископе Альфонсо II Арагонском (1478-1520), сыне короля Фердинанда Католического. В этот проект входило расширение собора за счёт дополнительных двух нефов. Из-за срочной необходимости перестроить купол работы по преобразованию собора были завершены лишь при Хуане II Арагонском (1520 - 1531).
Во времена архиепископа дона Эрнандо Арагонского (1539-1575), который также был членом королевской фамилии, началось расширение кафедрального собора. Работы были поручены архитектору Чарльзу Мендибе, который построил два дополнительных прохода к пяти существующим нефам, а также новые капеллы, по две боковые капеллы с каждой стороны, а также ещё четыре капеллы в глубине собора. Особо стоит отметить капеллы святого Бенедикта и святого Бернарда, названные так в честь основателя ордена Бенедиктинцев и реформатора ордена Цистерцианцев . Капелла святого Бернардо является погребальной капеллой, где покоится прах самого дона Эрнандо и его матери доньи Анны де Герра.
При архиепископе доне Антонио Ибаньес де ла Рива Эррера была построена новая соборная башня, первый камень которой был заложен в июле 1681 года. Работы были поручены арагонским архитекторам Педро Куйео, Гаспару Серрано и Хайме Борбону. Строительство башни завершилось в 1704 году, когда она была увенчана свинцовым шпилем.
При архиепископе доне Франсиско Игнасио де Аньоа и Бустос был возведен новый фасад собора с стиле барокко. Работы начались в 1764 году и стали завершающим этапом в строительстве собора. Впоследствии собор реставрировался уже в наше время, с 1980 до 1998 годы. Во время этой реставрации здание собора было укреплено, а также были устранены дефекты, возникшие из-за непрочности материалов, использовавшихся при строительстве. В реставрации принимали участие такие архитекторы, как Анхель Перопадре Муйесе (1980 - 1988), Игнасио Грасио Берналь (1989 - 1991), а также группа архитекторов, в которую входили Луис Франко Лаос и Марино Пеман Гавин (1992 - 1998). 11 ноября 1998 года кафедральный собор Спасителя был торжественно открыт доном Хуаном Карлосом и доньей Софией.
В соборе Спасителя имеется три входа: западный вход на неоклассическом фасаде, вход святого Варфоломея и вход со стороны улицы Пабострия (датируется серединой 16 века). Есть еще один небольшой вход в глубине Зала Капитула перед ризницей, который выходит на площадь святого Бруно. Этот вход, обрамленный ионическими колоннами с гирляндами и треугольным фронтоном, был построен в 1806 году Хосе Ярса и Лафуэнте. Главный же вход находится с западной стороны собора, где во второй половине 18 века был перестроен фасад в стиле барокко, заменивший главный вход 14 века в стиле мудехар (от него до сих пор остались некоторые фрагменты). С восточной стороны собора расположен вход святого Варфоломея, через который входят туристы, кроме времени службы.
Основным строительным материалом для собора служил кирпич, который часто использовался в арагонской архитектуре. На сегодняшний день собор представляет собой церковь, состоящую из пяти нефов и шести пролётов, покрытых нервюрными сводами. Нефы в готическом стиле поддерживаются контрфорсами, характерными для стиля поздней готики: они закрыты стенами и образуют внутренние капеллы.
Средокрестие увенчано куполом, который был построен между 1505 и 1520 годами. Он сочетает в себе стили мудехар и готику, а также орнамент в ренессансном стиле. Купол имеет два уровня: первый прямоугольный, а второй в форме восьмиугольника. Ниши барабана купола украшены статуями арагонских святых. Нервюры свода тянутся от каждого из восьми углов и образуют восьмиугольную звезду.
Соборный ансамбль завершает колокольня в стиле барокко, а также дом Декана (настоятеля) и галерея, которая соединяет собор через улицу с близлежащим зданием. Башня-колокольня была спроектирована в стиле римского барокко в 1683 году итальянским архитектором Джованни Батиста Контини на месте старой башни в стиле мудехар. Работы, начавшиеся в 1704 году, возглавили мастера Педро Куйео, Гаспар Серрано и Хайме Бусиньяк. Колокольня представляет собой башню высотой 90 метров и состоит из четырёх этажей. Ширина колокольни уменьшается с каждым этажом.
Нижний этаж построен из камня, а все остальные из кирпича. Для орнамента (карнизы, балюстрада, скульптуры) использовался известняк. В 1787 году на втором этаже колокольни были установлены часы, украшенные двумя скульптурами Хоакина Аралии, которые символизируют время и бдительность. Третий этаж колокольни также украшен скульптурами этого мастера с изображением главных добродетелей. Контини не видел окончательный вариант колокольни, так как ни разу не был в Сарагосе.
Что касается так называемого дома Декана, он находится рядом со входом святого Варфоломея. В 1293 году было решено построить коридор-галерею, который должен был соединить дом приора (смежный с собором) с новым домом декана, расположенным на другой стороне улицы. В 1587 году в галерее появилась смотровая площадка с тремя обширными окнами в стиле платереско-мудехар, которые выходят на площадь святого Бруно. Затем галерея была украшена глиняной лепниной, которая напоминает убранство дверей и окон дворца Католических Королей Альхаферия, конца 15 века.
В структуре собора из пяти апсид остались лишь две, а на месте двух уже не существующих апсид теперь находится ризница. Нижняя зона апсид это единственное, что сохранилось от романского собора 12 века. Во внутреннем убранстве до наших дней дошла аркада, разбитая четырьмя колоннами на три сектора. Её иконографическая программа рассказывает о первородном грехе Адама и Евы и его искуплении через смерть Христа и его последующее воскрешение. Скульптуры украшают капители, архивольты и промежутки между колоннами. К сожалению, этот фрагмент романского собора не виден из-за главного алтаря. Центральная апсида украшена рельефами, высеченными между 1175 и 1189 годами, где изображены сцены рождения и детства Христа.
Интерьер собора пропитан духом готики, что проявляется в освещении, в вытянутости пространства, в убранстве, использовании таких материалов, как кирпич и гипс. В готическом стиле построен хор (15 век), погребальная капелла святого Михаила (главный архитектор Мигель дель Сельеро), где захоронен архиепископ Лопе Фернандес де Луна и главный алтарь из цветного алебастра. Главный алтарь был построен между 1434 и 1480 годами несколькими мастерами (Пере Хоаном, Франсиско Гомаром и Хансом де Суабия). Алтарь достигает 16 метров в высоту и 10 метров в ширину и по праву считается главным шедевром поздней европейской готики.
Помимо готического стиля, в интерьере собора также представлен мавританский стиль мудехар. Отчасти в этом стиле выполнены апсиды, купол собора, внешняя стена погребальной капеллы, а также её кровля из позолоченного дерева. Кроме того, ряд капелл кафедрального собора, в том числе капелла святого Бернарда, высеченная из алебастра, капелла Архангелов и святого Петра Арбуэса выполнены в стиле эпохи Возрождения. В целом в интерьере двадцати восьми капелл собора преобладают барочные, готические и ренессансные элементы.
По испанской традиции, в центре собора находится хор , построенный между 1445 и 1447, по инициативе архиепископа Дальмау де Мур. Хор образован 117 сиденьями в готическом стиле, которые были созданы каталонскими каменщиками Франсиско и Антонио Гомар и художником Хайме Ромеу. Хор украшен решёткой из позолоченной бронзы со скульптурами Иисуса, апостолов Петра и Павла , сделанных Хуаном Рамиресом около 1722 года из позолоченного дерева.
В соборную ризницу можно попасть через дверь в стиле мудехар с элементами эпохи Возрождения. В её интерьере сохранились многочисленные картины 17 и 18 веков валенсийской и арагонской школ, среди которых стоит выделить картины Непорочная Дева, Суд Соломона (Рубенс ), Побег в Египет и Мученичество апостола Петра. Также стоит отметить большой шкаф, где хранятся реликварии . Дверцы шкафа были расписаны Хосе Лусаном, учителем Гойи. Также в ризнице хранится дарохранительница , которая была создана ювелиром Педро Дамайсон между 1537 и 1541 годами из 218 килограммов золота.
В Зале Капитула находится музей фламандских гобеленов, где представлены шестьдесят полотен с 15 по 18 века, что позволяет проследить этапы развития искусства гобелена. Благодаря этому коллекция музея считается одной из трёх лучших коллекций гобеленов в мире. Наиболее старинные полотна относятся к серии Страсти , два из которых датируются первой третью 15 века.
Комментарии и оценки