«Путешественник видит то, что видит. Турист видит то, что он приехал посмотреть»

-- Гилберт Кит Честертон

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Кафедральный собор Вознесения Богородицы

Читать
Кафедральный собор Вознесения Богородицы (Catedral de la Asunción)
Предложить свои фото

Кафедральный собор Вознесения Богородицы (Catedral de la Asunción)

Кафедральный собор Хаэна расположен в центре Старого города, на площади plaza de Santa Mara.

Кафедральный собор Хаэна расположен в центре Старого города, на площади plaza de Santa Mara.

Собор, посвященный Вознесения Пресвятой Девы Марии, построен на месте бывшей мечети. После завоевания мусульманского Хаэна Фердинандом III Кастильским в 1246 году мечеть была освящена и преобразована в церковь.

В 1368 году здание пострадало во время пожара, и было снесено, а на его месте построен новый готический собор. Однако из-за опасности обрушения его через некоторое время также пришлось снести, и в конце 15 века началось возведение второго собора в позднеготическом стиле исабелино. Храм представлял собой пятинефную базилику с 12 боковыми капеллами.

В 1500-1501 годах в соборе работал мастер Энрике Эгас, который выполнил фриз в стиле пламенеющей готики, сохранившийся в нижней части восточного фасада. На углу фриза находится знаменитая фигурка по прозвищу Кривляка (Mona), напоминающая шута. Этот человечек в тюрбане сидит, по-восточному скрестив ноги и, возможно, является изображением мавра, иудея или даже образом самого дьявола.

В 1525 году стало ясно, что конструкция собора недостаточно надежна, и была начата масштабная перестройка храма, результатом которой стало появление нынешнего сооружения в ренессансном стиле. Основные работы велись с 1540 по 1724 год. Сначала строительством руководил Педро де Вандельвира, а после его смерти, в 1562 году, эту обязанность принял на себя его сын и ученик, знаменитый испанский архитектор Андрес де Вандельвира (1509-1575). Вершиной его творчества стала постройка великолепной сакристии и зала капитула. Этому же мастеру принадлежит южный портал собора и пантеон каноников. Вандельвира начал постройку храма зального типа, и его преемники придерживались разработанного им плана.

В 1635 году строительству был дан новый импульс, благодаря епископу Москосо-и-Сандовалю, который изыскал необходимые средства и пригласил выдающихся зодчих. Главным архитектором стал Хуан де Аранда Салазар (1605-1654), который закончил возведение купола над средокрестием, пресвитерия и северного портала.

После смерти Салазара строительство продолжилось в соответствии с ренессансным проектом Вандельвира. В 1660 году состоялось освящение храма, и начались работы по строительству главного фасада в стиле барокко, законченного в 1688 году. Автором проекта выступил ученик Салазара Эуфразио Лопес де Рохас (1628-1684). Башни фасада были достроены в начале 18 века.

С 1726 года работами руководил Хосе Гальего-и-Овьедо, который привнес в постройку неоклассические черты и построил непропорционально большой хор. Излишне пышный декор хора в стиле чурригереско контрастировал со скромностью ренессансной архитектуры, поэтому первоначальный проект был в итоге заменен на более сдержанный.

Строительство собора завершилось во второй половине 18 века возведением церкви Святых Даров, пристроенной к северному фасаду храма.

Главный фасад собора (1667-1688) является одним из выдающихся образцов испанского барокко. Основная часть скульптур фасада выполнена известным скульптором Педро Рольданом. В нижней части возвышаются колонны, между которыми помещены статуи святых Петра и Павла в нишах и три барельефа с изображением сцены Вознесения Богородицы, святой Екатерины и архангела Михаила (соответствуют трем порталам главного фасада). Выше находится ряд окон с балконами; над аркой центрального балкона барельеф Плат Вероники. На балюстраде установлено 9 крупных статуй святых.

Фасад обрамляют две башни, состоящие из пяти ярусов, каждый из которых, по мере движения вверх, превосходит предыдущий по сложности конструкции и декора.

Помимо трех порталов главного фасада, отметим портал южного фасада (1560), украшенный горельефом со сценой Вознесения Богородицы, и северный портал (1642) с скульптурой Непорочной Девы Марии.

В плане собор имеет форму латинского креста с тремя нефами одинаковой высоты, разделенными коринфскими колоннами с изящными арками, на которые опираются парусные своды. Над средокрестием возвышается прекрасный купол архитектора Салазара, который покоится на барабане диаметром 12,5 м. Паруса, поддерживающие барабан, украшены барельефами в духе маньеризма. Барабан прорезан 8 окнами и увенчан куполом с фонарем.

Между контрфорсами расположено 14 боковых капелл, поверх которых тянется ряд балконов, усиливающих светское впечатление от храма.

Пресвитерий обрамлен четырьмя опорами и огорожен решеткой (1658). По углам установлены фигуры ангелов со светильниками. В центре престола, выполненного из красного мрамора (1657), установлена дарохранительница работы Педро Арналя (конец 18 века).

За пресвитерием находится главный алтарь в неоклассическом стиле, состоящий из трех ярусов. В центральной части нижнего яруса хранится реликварий с главной святыней собора Плат Вероники. Кафедральный собор Хаэна претендует на то, что именно здесь находится эта легендарная реликвия, напоминающая о Страстях Христовых. Считается, что во время пути на Голгофу добрая женщина по имени Вероника проявила милосердие к осужденному на смерть Иисусу, вытерев своим платком пот на его голове. По легенде, на платке сохранилось четкое изображение лица страдающего Христа. Кроме Хаэна, за право считать свою реликвию истинной, борются Рим, Вена, Аликанте, Маноппелло. Впрочем, большинство специалистов отвергают сам факт существования платка, а полотно, вывешенное в алтаре Кафедрального собора Хаэна, считают произведением сиенских мастеров 14 века.

В нише над реликварием можно увидеть ценную готическую скульптуру Богоматери. Второй ярус алтаря украшает горельеф Вознесение работы Себастьяна Солиса, третий - композиция Распятие того же автора.

Хор, расположенный в западной части собора, перед средокрестием, является одним из самых обширных в Испании и насчитывает 148 сидений орехового дерева (в основном созданных в 16 веке), украшенных резными сценами и гербами. В этой же части храма находится орган в барочном корпусе 1780 года. Под плитами хора похоронены многие епископы Хаэна.

Семнадцать капелл по сторонам нефов содержит ценные произведения изобразительного искусства, среди которых следует отметить алтарный образ Святой Фердинанд работы Хуана де Вальдеса Леаль (1671).

В юго-восточной части собора находятся зал капитула и сакристия, по праву считающиеся одними из самых значительных произведений испанского ренессанса. Зал капитула гармонично украшен пилястрами и арками с нишами, а центральное место в зале занимает ретабло работы Педро Мачуки. В сакристии, которая признана шедевром Андреса де Вандельвира, коринфские колонны ритмически чередуются с полукруглыми арками. В центральной части помещен ретабло 17 века с мощами святых.

Этажом ниже зала капитула и сакристии разместился Музей собора. Особого внимания здесь заслуживают образцы ренессансного и барочного искусства. Стоит выделить полихромную скульптуру святого Лаврентия (конец 16 века), картину Святое семейство Педро Мачуки, а также полотна Себастьяна Мартинеса.

Собор является действующим храмом. В определенные часы он открыт для посещения туристами: входной билет дает право на осмотр самого собора, сакристии, зала капитула и музея, а также верхних галерей, откуда открываются виды на собор.


Комментарии и оценки