«Я был почти во стольких же местах, во скольких и мой чемодан»

-- Боб Хоуп

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Альгамбра (Alhambra) и Хенералифе (Generalife)
Предложить свои фото

Альгамбра (Alhambra) и Хенералифе (Generalife)

Альгамбра дворцовый комплекс и крепость, которые были резиденцией короля и его двора во времена правления мусульманской династии Насридов (по исп.Nazari) на территории современной Гранады. Альгамбра одна из главных достопримечательностей и символ не только Андалусии, но и всей Испании.

Альгамбра дворцовый комплекс и крепость, которые были резиденцией короля и его двора во времена правления мусульманской династии Насридов (по исп.Nazari) на территории современной Гранады. Альгамбра одна из главных достопримечательностей и символ не только Андалусии, но и всей Испании.

Альгамбра занимает практически весь холм аль-Сабика, на востоке города, напротив района Альбайсин. Альгамбра возвышается над всем городом, севернее него протекает река Дарро. Сам комплекс состоит из крепости Алькасаба, дворцов Насридской династии (или Назарийские дворцы), и комплекса Хенералифе, включающий в себя дворец и красивейшие сады.

С арабского "Al Ħamrā" переводится как Красная, а полное её название -"al Qalat al-hamra" означает Красная крепость. Несмотря на то, что изначально Альгамбра была белой, красной её назвали потому, что строительство шло по ночам, и издалека из-за света факелов она казалась красной. Есть и другая версия, по которой Альгамбра это всего лишь женская версия имени её основателя Абу Аламара (Abu Alahmar, что также переводится как красный), который был рыжеволосый.

Прекрасное стратегическое положение Альгамбры (она возвышается надо всей Гранадой) наводит на мысль о том, что до прихода мусульман на этой территории уже существовали укрепительные сооружения. Первые достоверные сведения об Альгамбре относятся к 9 веку, когда в 889 году Саввар бен-Хамдун укрывался в цитадели Алькасаба во время междоусобиц в Кордовском халифате. Несмотря на то, что в 9 веке крепость Альгамбра попала в пределы городских стен и стала главной оборонительной крепостью, королевская резиденция сюда переехала лишь в 13 веке, с приездом в город первого монарха из династии Насридов, Мухаммеда бен Аль-Ахмара (1238-1273).

В первую очередь, была укреплена крепость Алькасаба и простроена башня донжона (Torre del Homenaje) и Смотровая башня (Torre de la Vela), а также амбары и склады. Также началось строительство дворца и крепости, которое продолжили Мухаммед II (1273-1302) и Мухаммед III (1302-1309), последнему из которых также приписывают строительство арабских бань и мечети (на её месте была построена церковь святой Марии).

Большинство построек Альгамбры были возведены при Юсуфе I (1333-1353) и Мухаммеде V (1353-1391). При них были частично перестроены и расширены дворцы и Алькасаба, построены Ворота правосудия (Torre del Justicia), расширены и украшены башни, построены бани, Комната Комарес, Зал де ла Барка, Львиный дворик и примыкающие к нему хозяйственные помещения. В этот период Альгамбра стала настоящим городом, который мог функционировать отдельно от Гранады. Здесь было всё необходимое: королевский дворец, мечети, школы, мастерские и т. д. От других насридских правителей до наших дней не дошло практически ничего.

После взятия последнего оплота мусульман христианами в 1492 году Карлом V было решено возвести на территории Альгамбры императорский дворец. Сооружение дворца было начато в 1527 году под руководством Педро Мачуки. Новое здание дворца в целом испортило облик гармоничного мусульманского комплекса, однако дворец Карла V означал, скорее, не разрушение части Альгамбры, а гарантию её сохранения, так как в те времена нередко сносились целые дворцы, возведённые покорёнными народами. Во время французского господства была взорвана одна башня, которую начали реставрировать лишь в 19 веке (работы продолжаются и по сей день).

В арабскую эпоху главными воротами в Альгамбру были Ворота правосудия. Сейчас главным входом в Альгамбру из города служат Гранатовые ворота (Puerta de las Granadas), они ведут в лесную рощу Альгамбры (Bosque del Alhambra), посаженную в XVI веке. Рядом с Воротами правосудия находится Пилон Карла V (Pilar de Carlos V) это фонтан со скульптурами работы Педро Мачуке.

Алькасаба

В самой западной части Альгамбры на краю холма расположилась наиболее старая часть комплекса военная крепость Алькасаба. Древняя Алькасаба была восстановлена в 889 г. Савваром-бен-Хамдумом, впоследствии она была расширена в 11 веке правителями династии Зиридов. Спустя два века Мухаммед I, основатель династии Насридов, присоединил к Алькасабе дворец, что положило начало основанию великолепному архитектурному комплексу Альгамбра.

Пройти к крепости можно пройдя через Винные ворота (Puerta del Vino) и далее по площади колодцев (Plaza del Aljibes). Название ворот происходит от винного рынка, находившего здесь с 16 века.

Крепость Алькасаба обнесена мощными оборонительными стенами с башнями. Главная башня донжон (исп. Torre del Homenaje) высотой 22 метра. Кроме того, выделяются Сторожевая башня (Torre de la Vela). Внутри крепости на обширной экспланаде ранее располагались помещения казарм. В настоящее время от них остались лишь развалины.

Дворцы Насридов

Несомненно, главная достопримечательность Альгамбры это Дворцы Насридов (Palacios Nazaries). Они расположены в непосредственной близости от Дворца Карла V, севернее него. Дворцы Насридов одни из наиболее хорошо сохранившихся в Европе староисламских дворцов. Дворцовый комплекс включает в себя три независимых монументальных ансамбля: Мешуар (Mexuar), дворец Комарес (Palacio de Comares) и дворец Львов (Palacio de los Leones).

Мешуар использовался правителями для ведения своих официальных дел, здесь эмиры предоставляли аудиенцию своим подданным, велись судебные разбирательства. Эта часть дворцов была частично разрушена, после реконкисты здесь были возведены христианские постройки. Здесь стоит выделить Зал Мешуара с множественными изразцами и цитатами из Корана, а также Дворик Мешуар, в который выходит богато украшенный фасад Дворца Комарес.

Сооружение Дворца Комарес официальной резиденции эмира относится к правлению Юсуфа I (1333 1354). Дворец пышно украшен многоцветными изразцами и изощренной настенной резьбой. Дворец поражает посетителей своим изяществом, он окружает дворик Аррайянес (Patio de los Arrayanes). Необычайно красивый дворик с прудом отличается гармоничностью форм и оригинальными галереями. Также во дворце выделяются Зал ладьи (Sala de la Barca), и самый величественный во дворце Зал послов, расположившийся в Башне Комарес (Torre de Comares).

Башня Комарес самая большая и высокая в Альгамбре, ее высота 45 метров, толщина стен достигает 2,5 метров. В Башне располагается Зал послов (Salon de Embajadores). В этом зале, построенном Юсуфом I, эмир принимал иностранных послов. Название Комарес происходит украшавших зал цветных витражей, по-арабски гамарийяс. Зал имеет в плане квадрат стороной 11 метров. Высота его 18 метров. Стены зала обильно декорированы изразцами, арабской вязью и филигранной резьбой, в центре расположен герб Насридов. По периметру расположено множество дверей, окон и балконов. В былые времена пол зала был выложен мрамором.

Следующий дворец Насридов Дворец Львов (Palacio de los Leones). Он был возведен при Мухаммеде V в качестве его частных покоев. Дворец располагается вблизи Дворика Аррайянес и соединен с ним узким коридором. Во дворце Львов находятся залы: Зал двух сестер, Зал с лоджиями, Бельведер Дарача, Зал Абенсеррахов, Зал королей и Зал сталактитов.

Зал сталактитов (Sala de lo Mocarabes) отличается своим сводом, обнаруженным в 19 веке. Здесь расположена галерея с арками, украшенными сталактитами из тонкой резьбы по стуку, ведущая в Львиный дворик.

Львиный дворик (Patio de los Leones) является, пожалуй, одним из самых знаменитых мест в Альгамбре и его символом. Дворик окружен расположенными вдоль покоев эмира галереями с арками, опирающимися на 124 колонны. В центре дворика установлен небольшой фонтанчик, окруженный скульптурами 12 львов.

Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes) так назван в честь того, что якобы здесь были обезглавлены кавалеры из рода Абенсеррахов. Также как в других залах стены здесь обильно декорированы. Выделяется изумительный свод, украшенный сталактитовым узором. Напротив Зала Абенсеррахов расположен Зал двух сестер (Sala de las Dos Hermanas). Этот зал, представляющий в плане квадрат со стороной 8 метров, назван так из-за двух одинаковых мраморных плит, расположенных с двух сторон от центрального фонтана. Великолепным представляется восьмигранный купол со сталактитами.

Также выделяются покои султанши, в частности Бельведер Дарача, остюда когда-то открывались прекрасные виды на долину Дарро. В настоящее время долину заслонил массивный Дворец Карла V.

В непосредственной близости от Дворцов Насридов располагаются Бани (с восточной стороны Дворца Комарес) и сады Парталь (Jardines del Partal). В садах располагается Парталь или Дамская башня (Torre de las Damas). По преданию, именно из этой башни бежал последний халиф Боабдил. Всего же на территории Альгамбры сохранилось 22 из 30 башен, среди неупомянутых ранее: Башня с пиками (Torre de los Picos), Башня Инфант (Torre de los Infantas), Башня пленницы и др.

Дворец Карла V

В мусульманской архитектуре ансамбля Альгамбры особняком стоит Дворце Карла V, построенный в непосредственной близости от Дворцов Насридов, в 16 веке после завоевания последнего оплота мусульман Гранады, Католическими короля Изабеллой и Фердинандом в 1492 году.

Дворец Карла V был построен внутри Альгамбры по приказу Карла I после его свадьбы с Изабеллой Португальской, состоявшейся в Севилье в 1526 году. После свадьбы пара поселилась в Альгамбре, где они хотели построить свою резиденцию. Дворец был возведён в самом сердце Альгамбры, и для его строительства пришлось снести павильон, стоящий напротив башни Послов. Этот факт, который не раз был объектом критики, следует понимать в рамках ситуации Испании 16 века: дворец Карла I означал, скорее, не разрушение части Альгамбры, а гарантию её сохранения. В те времена нередко сносились целые дворцы, построенные покорёнными народами, поэтому восхищение христианских королей красотой Альгамбры спасло её от полного уничтожения.

Проект строительства был поручен Педро Мачука, который совершил то, что не подлежит никаким логическим объяснениям. Когда в Испании господствующим стилем в искусстве был платереско, а также до сих пор давали о себе знать пережитки готики, Мачука умудрился построить дворец в стиле маньеризма, в то время лишь зарождавшегося в Италии. Даже если поверить версиям, по которым Мачука учился у Микеланджело, в 1527 году, когда началось строительство дворца, великий итальянский скульптор ещё не создал свои самые характерные работы в рамках этого стиля. Мачука руководствовался в своей работе классическими образцами, что не имеет ничего общего с испанской архитектурой того времени.

Фундамент дворца представляет собой квадрат с ребром 63 метра и круглым внутренним двориком. Подобная структура, которая явно отсылает нас к стилю маньеризма, не имеет прецедентов в архитектуре эпохи Ренессанс, что делает из дворца прогрессивное сооружение своего времени. Здание делится на два уровня. Нижний выполнен в рамках тосканского ордера и полностью рустован, в его пилястры вставлены большие бронзовые кольца. Верхний уровень относится к ионическому ордеру, его пилястры чередуются с амбразурами с фронтоном.

Парадные входы двух главных фасадов уложены известняком из Сьерра Эльвира. Круглый внутренний двор также имеет два этажа. Он состоит из дорических колонн с классическим антаблементом, образованным триглифами и метопами. Верхний этаж образуют ионические колонны с простым антаблементом. Структура внутреннего двора указывает на то, что автор дворца был хорошо знаком с римской архитектурой. И этот двор можно было бы отнести к стилю Ренессанс, если бы не его изогнутая форма, которая вызывает у наблюдателя потерю ориентации. Позднее Микеланджело и Палладио построят аналогичные здания, в рамках стилистики маньеризма.

Музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada)

С 1958 года во дворце Карла V размещается Гранадский музей изящных искусств.

Музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada) располагается на территории Альгамбры в стенах Дворца Карла V. Это главная картинная галерея города. Открытый в 1839 году (и поэтому являющийся самой древней картинной галереей Испании) музей переехал в нынешнее здание только в 1958 году, перед этим кочуя по различным помещениям города, в том числе нынешнее здание Археологического музея.

Коллекция музея сформирована керамикой произведениями искусства, происходящими из расформированных монастырей, а также работами современных гранадских художников. Два зала посвящены Алонсо Кано и его последователям, также есть зал, посвященный 15 веку, светской живописи 17 века, и современному искусству. В открытом дворе музея часто проводятся музыкальные выступления.

Сады и дворец Хенералифе

Хенералифе представляет собой систему садов в северной части Альгамбры на склонах холма Серро дель Соль, где размещалась загородная резиденция мусульманских властителей Гранады. Сады, дворцы, дворики и павильоны Хенералифе прекрасно вписываются в ландшафт Альгамбры. Происхождение названия садов до сих пор вызывает разногласия. По одной версии оно произошло от арабского Yannat al-Arif, что означает Сад Архитектора. Однако это выражение также может означать Самый высокий сад. Сады строились в 12-14 веках в насридском стиле и первоначально не были частью Альгамбры.

Первоначально Хенералифе имели три входа: через Альгамбру (для султана и его свиты), вход на северо-западной границе, а также на севере (так называемый Бараний Въезд). На сегодняшний день вход в Хенералифе производится через так называемые Новые сады и кипарисовую аллею, над которыми с 1931 года работал Франсиско Прието Морено. При помощи декоративного садоводства он создал целые архитектурные композиции из кипарисов. Знание особенностей ландшафтного дизайна Гранады эпохи мусульманского владычества (мощёный пол, водоёмы, обилие цветочных композиций) помогло Франсиско Прието создать сады, достойные находиться в соседстве с шедеврами мавританского и насридского искусства.

Через Новые сады мы попадаем в два патио, служащих входом в насридский архитектурный ансамбль, который из-за своего расположения на склоне, построен по типу гранадских кармен: ряд узких бордюров, разделённых откосными стенами. Первый патио называется Апеадеро (ступенька), другой, расположенный выше, ведёт к Двору Асекия (от исп.Acequia канал), служащим своего рода эмблемой Хенералифе. Он построен по схеме четырёхчастного двора согласно персидским канонам, укоренившимся в Андалусии. Двор приспособлен под Королевский канал, который орошал сады Хенералифе, а позднее и всю Альгамбру. Канал пересекается с двумя рядами струй фонтана, образуя живописную композицию из потоков воды.

За Двором Асекия располагается арочный портик, через который можно попасть в Королевский зал, украшенный глиняной лепниной, ведущий к смотровой площадке 14 века. Этот зал, а также другие залы комплекса декорированы более скромно, нежели дворцы Альгамбры, так как Хенералифе был предназначен, прежде всего, для отдыха и уединения. Из Королевского зала можно по лестнице подняться к двум галереям эпохи Возрождения, которые выходят во Двор кипариса Султанши, который строился с конца 13 по первую четверть 14 века. В христианскую эпоху двор был во многом перестроен, но при этом сохранил следы своих первоначальных обитателей.

Если подняться дальше по Львиной лестнице, то мы попадем в так называемые Высокие дворцовые сады. Для этого нам также нужно пройти Водяную Лестницу, первоначально предназначавшуюся для соединения Хенералифе с небольшой часовней, расположенной на самой вершине склона. Лестница находится под навесом из лаврового дерева и разделена несколькими прямоугольными площадками, украшенными небольшими фонтанчикам. В качестве перилл она имеет по бокам два узких канала, по которым течёт вода из Двора Асекия. Здесь происходило омовение перед молитвой.

В 1984 году ЮНЕСКО объявило комплекс Альгамбры и Хенералифе всемирным наследием человечества. Кроме того, Альгамбра была одним из 21 претендентов на звание одного из семи новых чудес света.


Комментарии и оценки