«Как только подхватываешь лихорадку путешественника, ты уже не можешь от нее излечиться и будешь заражен ей до конца жизни»

-- Майкл Пейлин

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика святого Сатурнина Тулузского

Читать
Базилика святого Сатурнина Тулузского (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)
Предложить свои фото

Базилика святого Сатурнина Тулузского (Basilique Saint-Sernin de Toulouse)

Базилика святого Сатурнина одно из самых известных зданий Тулузы и крупнейшая романская базилика, сохранившаяся в Европе. Она посвящена первому христианскому мученику Тулузы, святому епископу Сатурнину, который, по легенде, принял мученическую смерть около 250 года.

Базилика святого Сатурнина одно из самых известных зданий Тулузы и крупнейшая романская базилика, сохранившаяся в Европе. Она посвящена первому христианскому мученику Тулузы, святому епископу Сатурнину, который, по легенде, принял мученическую смерть около 250 года.

Предание гласит, что святой Сатурнин был одним из семи миссионеров, направленных в Галлию для обращения язычников в христианство. Миссия Сатурнина имела такой большой успех, что он восстановил против себя языческую знать Тулузы. Когда Сатурнин как-то раз проходил мимо Капитолия, жрецы узнали его и попытались принудить поклоняться своим богам. Тогда миссионер дал языческим жрецам резкую отповедь, которая привела толпу в ярость. Схватив Сатурнина, они привязали его веревкой к дикому быку, который волочил тело святого по улицам города до тех пор, пока не оборвалась веревка. Вскоре на это место пришли две христианские женщины и похоронили останки святого Сатурнина, а над могилой через какое-то время была сооружена маленькая часовня. В 5 веке часовня была заменена на церковь, которая быстро стала популярным местом паломничества. Остатки этой церкви до сих пор сохранились и выполняют функцию крипты внутри современной базилики святого Сатурнина.

Базилика, которую мы видим на этом месте в наши дни, была построена в конце 12 века. Маленькая церковь 5 века не могла справиться с постоянно увеличивающимся потоком паломников и верующих, и необходимость возведения более просторной базилики остро встала еще в конце 11 века. Строительство началось в 1080 году с апсиды, уже через 16 лет были закончены хор, капеллы, а папой Урбаном II был освящен алтарь. Однако неф и трансепт были полностью завершены только в 1180 году.

Базилика несколько раз подвергалась перестройке и реставрации. Сначала ее внешний вид претерпел незначительные изменения в эпоху готики, а затем в эпоху ренессанса. В 19 веке были несколько раз произведены реставрационные работы теоретиками неоготики Александром Дюмежем и Эженом Виолле-ле-Дюком. При этом Виолле-ле-Дюк полагался не на письменные или изобразительные источники (которых, к сожалению, не сохранилось), а на свои собственные предположения о том, как здание должно было выглядеть изначально. Его подход к реставрации исторических памятников был таким: Реставрировать здание, - считал он, - не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени. В конце 20 века элементы, восстановленные Виолле-ле-Дюком, были демонтированы. В результате всех этих реставрационных работ здание в конце концов приобрело тот вид, который оно имело в 14 веке.

Однонефная церковь построена из камня и кирпича. Базилика имеет плавные и массивные формы, постепенно нарастающие от капелл вокруг апсиды до восьмиугольного купола, которым завершается здание.

Трансепт имеет два портала, каждый из которых фланкирован колоннами. На капителях этих колонн находятся рельефы, развивающие тему противопоставления порока и добродетели: многочисленные изображения грехов, разнообразных сил зла, несколько изображений богача и бедного Лазаря. Эти рельефы относятся к 11 веку. Портал, который дает доступ в северную часть нефа, называется Врата Мьежвиль оттого, что в средние века он выходил на улицу, проходящую ровно по центру города (mieja vila). Знаменитые рельефы тимпана этого портала посвящены Вознесению. В центре композиции изображен Иисус Христос, поддерживаемый ангелами. Нижний регистр, отделенный от верхнего рядом облаков, изображает учеников Христа, в смятении переглядывающихся и беспокойно жестикулирующих. В стиле исполнения этой композиции 12 века можно проследить сильное влияние иллюстраций манускриптов. По бокам от врат изображены святой Петр, сжимающих в руках связку ключей, и апостол Иаков.

На западном фасаде располагается двойной портал 12 века. Когда-то его тимпаны были богато украшены мраморными рельефами, неоднократно описанными в литературе, но в начале 19 века эти рельефы бесследно исчезли при неизвестных обстоятельствах. Тем не менее, стоит обратить внимание на восемь колонн портала, украшенных чрезвычайно изящными резными капителями, рельефы которых изображают как разнообразных персонажей, так и животных, обрамленных растительными орнаментами. Над порталом располагается ряд арок, украшенных лепниной, и большое окно-роза.

Базилика обладает просторным и хорошо освещенным центральным нефом, разделенным арками на 11 пролетов. Высота нефа составляет 21 м. В многочисленных капеллах располагаются средневековые фрески. Например, в капелле святой Германии находятся остатки росписи 12 века, а на своде капеллы Девы Марии в ходе недавней реставрации была обнаружена композиция Коронования Марии самого начала 14 века. В северном рукаве трансепта располагаются две романские фрески, датирующиеся примерно 1140 годом: с западной стороны рукава фигура ангела, сидящего на облаках, а с восточной стороны композиция Noli me tangere (лат. не прикасайся ко мне - слова Иисуса, обращенные к Марии Магдалине после воскресения). Другие фрески, найденные в северном рукаве трансепта и отреставрированные Пьером Белленом, позволяют предположить, что в 12 веке трансепт имел единый комплекс росписей, посвященный Распятию и Воскресению Христа.

Главный алтарь 11 века, который раньше находился над криптой с мощами святого Сатурнина, в 1952 году был перенесен на пересечение трансепта и нефа, где находится и по сей день. На лицевой части алтаря изображен юный Иисус в благословляющем жесте, изображение которого вписано в медальон, поддерживаемый ангелами.

В хоре, получившем свой декор в 18 веке, располагается алтарь, выполненный в стиле барокко Марком Арси. На алтаре изображена сцена мученичества святого Сатурнина.

В обходной галерее хора находится обширная коллекция резной мебели 17 века из дерева: заалтарных украшений, комодов, реликвариев.

Базилика обладает двумя криптами: в верхней находится саркофаг первого тулузского епископа, а в нижней сокровищница базилики, бывшая до 19 века одной из самых богатых во Франции. Некоторые из предметов, составлявших ее, выставлены сейчас в музеях. Среди тех, что до сих пор хранятся в крипте, стоит отметить т.н. реликварий Истинного Креста реликварий для фрагмента креста, на котором, по легенде, был распят Иисус Христос. Он был выполнен в конце 12 века и покрыт эмалированными изображениями, иллюстрирующими историю попадания этого фрагмента в Тулузу.

В базилике святого Сатурнина находится большой орган работы Аристида Кавайе-Коля, имеющий пятьдесят четыре регистра. Орган был выполнен в 19 веке и отреставрирован в 1996 году.

Базилика является действующей церковью и до сих пор привлекает большое количество паломников. Также в ней часто устраиваются концерты.


Комментарии и оценки