Коллегиальная церковь святого Сальвия Альбийского расположена на вершине одного из холмов, на которых раскинулся город, и находится на расстоянии 100 м к востоку от Кафедрального собора.
Она освящена в честь местного уроженца, выходца из очень знатного рода, который в 574 году стал первым епископом Альби. Когда город был захвачен соперником франкского короля Хильперика (около 539-584) герцогом Муммолом, Сальвий выкупил жителей из плена, тем самым завоевав не только уважение народа, но и завоевателей, которые вернули ему выкуп. Затем Сальвий сделался советником Хильперика, который вновь смог стать правителем Альби. В 584 году на Альби обрушилась страшная эпидемия холеры, от которой погибла половина населения города, в том числе и сам Сальвий.
До сих пор нет точных сведений относительно того, соответствует ли первоначальное место погребения святого Сальвия местоположению нынешней церкви. Так или иначе, когда в 943 году территория, на которой стоит церковь, была передана монахам с условием, что они построят там церковь в честь святого Сальвия, его мощи были помещены в крипту, сохранившуюся под алтарем современного здания.
Здание церкви, в архитектуре которой переплетаются как романские, так и готические элементы, зажато между другими постройками, поэтому снаружи трудно составить о ней целостное представление.
С улицы видна лишь квадратная колокольня, которая называется башня Лавит (фото). Ее фундамент относится к каролингской эпохе, а два первых яруса были возведены в романский период, о чем свидетельствует аккуратная каменная кладка из белого камня. В 12 веке второй ярус был украшен элегантным поясом из тонких готических колонн. В 15 веке появился дополнительный этаж из кирпича, который был увенчан угловой круглой башенкой с зубчатыми краями. Горожане использовали ее в качестве дозорной башни, поэтому на вмурованном в башню белом камне высечен герб города. Однако церковный капитул, желая закрепить за собой право собственности на церковь, также разместил на ней свой герб с изображением святого Сальвия.
От первоначальной дороманской церкви следов почти не осталось. В 12 веке началось сооружение романской церкви из белого камня, однако, по всей видимости, различные события помешали ее быстрому завершению. Работы возобновились лишь в середине 13 века в пору расцвета готического искусства, а в качестве строительного материала стали использовать кирпич. Наконец, в конце 15 века строительство церкви было доведено до конца: хор и первые два пролета нефа выполнены уже в стиле пламенеющей готики. В последующий период менялось лишь внутреннее убранство церкви.
В годы Великой французской революции в здании церкви разместили склад фуража, но в начале 19 века богослужение в ней было восстановлено.
В церковь ведет широкая лестница, расположенная у северного фасада здания (фото). Романский портал почти полностью скрыт за псевдоантичным фронтоном с нишей. Сохранилось две из трех дуг архивольта, обрамлявших вход в церковь, и капители.
Кроме того, другая лестница позволяет проникнуть во внутренний двор церкви со стороны улиц rue Sainte-Ccile и rue Peyrolire. Там находится небольшой сад и южное крыло галереи, которое осталось от монастыря, разрушенного в годы Французской революции (фото). Поблизости находится гробница братьев Мальвези, по проекту одного из которых Видаля и была построена галерея в 1270-1271 годах. По периметру галереи расположены арочные проемы, разграниченные тонкими колоннами с капителями различных типов в виде листьев или с фигурами людей. Надгробие братьев Мальвези выполнено в типично готическом стиле: рядом со статуей Богоматери с младенцем установлены статуи самих братьев (фото).
Если смотреть на северный фасад церкви со стороны галереи, отчетливо видны слои каменной кладки, относящиеся к разным эпохам: сначала идет безупречная кладка романского периода, затем куда более грубоватая кирпичная кладка готического периода (фото).
В плане церковь представляет собой базилику, имеющую форму латинского креста. Ее центральный неф состоит из семи пролетов, а его ширина в два раза превышает ширину боковых нефов. Первые четыре пролета нефа несут на себе отчетливый отпечаток романского искусства: массивные опоры с четырех сторон окружены колоннами, которые украшены капителями в виде листвы или со скульптурными изображениями людей.
Хор и два ближайших к нему пролета нефа в 15 веке перестраивались, поэтому они выполнены в стиле пламенеющей готики. Главный алтарь и балдахин относятся к 1723 году. Под алтарем находятся остатки крипты, где в древних амфорах хранится прах святого Сальвия.
В сакристии, или ризнице, находятся различные произведения средневекового искусства: расписная деревянная статуэтка 12 века, представляющая собой единственное дошедшее до нас изображение святого Сальвия; выполненная в конце 15 века из известняка полихромная Пьета.
В 1732 году мастер Кристоф Мушерель установил в церкви орган, который впоследствии не раз переделывали. Специалисты считают этот орган одним из самых совершенных инструментов.
Комментарии и оценки