Собор Богоматери из Назарета и Всех Святых находится в центре города, на одноименной улице rue Notre-Dame, недалеко от здания мэрии Оранжа. Вплоть до Великой французской революции собор являлся центром Оранжской епархии, сведения о существовании которой восходят к концу 4 века нашей эры.
Собор Богоматери был освещен в 1208 году. В то время неподалеку от собора находилась епископальная базилика 6 века, которая сейчас не сохранилась. В 1338 году к собору была пристроена колокольня, в которой в средние века располагалась резиденция прево, возглавлявшего епископский совет капитул.
В 1561 году, в период Религиозных войн, церковь была разграблена гугенотами. Два года спустя был разбит малый колокол, а большой сброшен с колокольни, в результате чего здание церкви просело.
В эпоху Великой французской революции церковь была преобразована в храм Разума. Упраздненная в годы революции епархия так и не была впоследствии восстановлена. Когда в начале 19 века Церковь вернула себе прежние владения, собор являлся единственной действующей приходской церковью в Оранже.
Собор в плане имеет форму романской базилики: его единственный неф состоит из четырех пролетов. По сторонам от нефа расположены капеллы, отделенные от него аркадами. Четырехугольная башня-колокольня (фото) находится прямо над хором.
Собор имеет два входа. Южный (фото) портал собора обрамлен архивольтами, в основании которых находятся маленькие колонны и пилястры с коринфскими капителями. Незамысловатый декор портала представлен лишь маленькими розетками с изображением цветов, лиц людей и животных. Треугольный тимпан, который поддерживают три колонны, был пристроен в 16 веке.
Западный (фото)портал выполнен в неоклассическом стиле в 1827 году: в его тимпане находится аллегорическое изображение Оранжского церковного собора 529 года.
В 19 веке собор пополнился тремя витражными композициями. Над кафедрой расположен витраж с изображением уже упоминавшегося церковного собора 529 года. В апсиде находится витраж с изображением святого Евтропия, который являлся епископом Оранжа в 5 веке. Наконец, в одноименной капелле установлен витраж Богоматерь Предивная.
В соборе сохранились фрагменты фресок, относящихся к 14 и 17 векам, но их сюжеты трудно интерпретировать. На росписях, выполненных в 18 веке, изображены преимущественно растительные мотивы (акантовые листья). В начале 19 века была расписана апсида, где можно увидеть изображения сцен Успение Богоматери, а также аллегорические изображения Веры и Милосердия. Декоративный орнамент, украшающий стены собора, выполнен через трафарет в конце 19 века. Мозаичное покрытие полов также относится к 19 веку.
Комментарии и оценки