«Хороший путь не имеет четкого плана, и у этого пути нет определенной цели»

-- Лао-Цзы

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Базилика Богоматери Хранительницы

Читать
Базилика Богоматери Хранительницы (Basilique Notre-Dame-de-la-Garde)
Предложить свои фото

Базилика Богоматери Хранительницы (Basilique Notre-Dame-de-la-Garde)

Один из главных символов Марселя Базилика Богоматери Хранительницы находится южнее Старого порта на холме Хранительницы (colline de la Garde) высотой 149 метров.
Благодаря удачному расположению и достаточной высоте, холм Хранительницы всегда был хорошей наблюдательной точкой и ориентиром для кораблей, здесь возвышалась сторожевая башня. В 1214 году марсельский священник мэтр Пьер решает построить на этом холме церковь, посвящённую Деве Марии. Получив разрешение на работы в аббатстве святого Виктора (холм принадлежал аббатству), мэтр Пьер возводит церковь, и рядом с ней разбивает виноградник. После смерти мэтра Пьера церковь превращается в небольшой монастырь, пользующийся уважением среди верующих, которые приносят дары церкви и составляют завещания в её пользу. Это позволяет церкви развиваться, и в начале 15 века первое здание сменяется новым, более просторным. К концу 16 века церковь становится популярной и среди моряков: выжившие в кораблекрушениях возносят здесь молитвы и оставляют особые благодарственные таблички.

Один из главных символов Марселя Базилика Богоматери Хранительницы находится южнее Старого порта на холме Хранительницы (colline de la Garde) высотой 149 метров.
Благодаря удачному расположению и достаточной высоте, холм Хранительницы всегда был хорошей наблюдательной точкой и ориентиром для кораблей, здесь возвышалась сторожевая башня. В 1214 году марсельский священник мэтр Пьер решает построить на этом холме церковь, посвящённую Деве Марии. Получив разрешение на работы в аббатстве святого Виктора (холм принадлежал аббатству), мэтр Пьер возводит церковь, и рядом с ней разбивает виноградник. После смерти мэтра Пьера церковь превращается в небольшой монастырь, пользующийся уважением среди верующих, которые приносят дары церкви и составляют завещания в её пользу. Это позволяет церкви развиваться, и в начале 15 века первое здание сменяется новым, более просторным. К концу 16 века церковь становится популярной и среди моряков: выжившие в кораблекрушениях возносят здесь молитвы и оставляют особые благодарственные таблички.

В 1516 году Франциск I во время поездки по югу Франции сделал неутешительный вывод о том, что Марсель плохо защищён. После осады города императорским полководцем Карлом III де Бурбоном в 1524 необходимость усиления системы укреплений стала очевидной. Франциск I решает построить два форта: на острове Иф (именно он впоследствии станет знаменитым Замком Иф, о котором напишет Дюма), и на холме Хранительницы. Работы по возведению форта Богоматери Хранительницы растянулись на 12 лет. Строили его из любимого марсельцами куроннского камня и из остатков зданий, которые находились за пределами крепостных стен чтобы в случае войны врагам не досталось лишних укрытий. Получившийся форт служит уникальным примером сочетания военного укрепления и церкви, где молятся обычные люди.

В начале 18 столетия королевский маршал и инженер Себастьян Вобан, назначенный начальником фортификаций, представляет грандиозный проект по дополнительному укреплению защитных сооружений Марселя. Согласно проекту, мощная крепостная стена должна была соединить форты Богоматери Хранительницы и святого Николая, однако эта идея не получила развития.

В 1790-ые годы все религиозные постройки форта были разорены, сокровища, включая драгоценную серебряную статую Марии, которая украшала интерьер церкви, отправляют на марсельский Монетный двор на переплавку. В 1793 году форт Богоматери Хранительницы на несколько недель становится местом заточения герцога Орлеанского, герцога Божоле, герцогини Луизы де Бурбон и ещё нескольких представителей высших слоёв общества. Комфортных условий для жизни в этих помещениях не было, однако узники могли любоваться восхитительным видом, который открывается с террасы форта. Сохранился рисунок, который Луиза де Бурбон выполнила карандашом - Марсель с высоты холма Богоматери Хранительницы.

В начале 19 столетия церковь Богоматери возвращают духовенству. Бывший арендатор здания, капитан Жозеф Эскарамань, глубоко почитающий Деву Марию и ещё раньше безуспешно пытавшийся добиться разрешения властей открыть храм для прихожан, покупает на аукционе статую Богоматери с младенцем 18 века (Дева Мария с букетом) и дарит её церкви. Статуя будет украшать храм до 1837 года, затем отправится в монастырь Монтрьё (Chartreuse de Montrieux), а в 1979 вернётся в базилику и останется в алтаре крипты.

В 1853 года начинается радикальная реконструкция церкви, работы ведёт молодой архитектор Анри-Жак Эсперандьё, ученик знаменитого Леона Водуайе, строившего в Марселе кафедральный собор. Строительство идёт довольно медленно, так как для закладки фундамента приходится пробивать твёрдые горные породы, однако в 1864 году храм был освящен. Работы не были закончены: в 1882 году был возведен главный алтарь, бронзовые двери входа в верхнюю церковь и мозаика над ними были созданы в 1897. В конце августа 1944 именно здесь - на колокольне Богоматери появится французский флаг, который возвестит об освобождении Марселя.

Для внешней отделки базилики использовались материалы контрастных оттенков: белый калиссанский известняк и зелёный камень из Тосканы. К террасе перед базиликой ведёт широкая каменная лестница. В саму базилику можно попасть через маленький подъёмный мостик.

Здание собора можно рассматривать как сочетание нескольких архитектурных объёмов: портик и колокольня, неф с боковыми часовнями, и далее трансепт, купол, хор и апсида. Над портиком возвышается 41-метровая массивная башня; она состоит из двух одинаковых этажей, образованных пятью аркатурами (под средней аркой располагается балкон). Выше находится звонница с колоннами красного гранита, за которыми расположены звукоотражающие пластины. Здесь же подвешен большой колокол. Над звонницей выстроена четырёхугольная терраса с ажурной каменной балюстрадой; в каждом углу скульптура трубящего ангела. На террасе установлен цилиндрический пьедестал высотой 12 метров, на котором располагается позолоченная статуя Девы Марии (11 метров). При создании скульптуры Эсперандьё воспользовался методом гальванопластики (технология электролитического копирования рельефных оригиналов). Статуя Марии состоит из четырёх частей, внутри конструкции Эсперандьё поместил железную винтовую лестницу, по которой можно подняться в голову скульптуры (доступ туда закрыт для посетителей).

Портик под колокольней ведёт в верхнюю церковь, входные бронзовые двери выполнены Анри Ревуалем. Каждая створка декорирована тремя панно, расположенными друг над другом, в центре монограмма Девы Марии (три круга один над другим, в среднем круге восьмиконечная звезда с двумя буквами М). Тимпан фронтона главной входной двери украшен мозаикой с изображением Успения Богоматери.

Боковые нефы освещаются тремя полуциркульными окнами. Пилястры и арки боковых фасадов выстроены из белых и зелёных камней и клинчатых кирпичей. Через окна, расположенные на уровне цокольного этажа, немного света проникает в подземные капеллы крипты. Центральный неф освещается через сдвоенные окна, не видные с террасы перед базиликой.

Трансепт освещён сдвоенными окнами с крестовым переплётом, которые располагаются под небольшими розами. Над трансептом возвышается купол диаметром 9 метров, состоящий из 32 лепестков, на месте их соединения установлен крест. В основании купола - восьмигранник, с каждой стороны находится окно с треугольным фронтоном и колоннами из красного гранита.

Полукруглая апсида декорирована пятью слепыми арками, также с колоннами из красного гранита. Часть апсиды скрыта за достроенным позже помещением ризницы.
Если говорить об интерьере базилики, то посетителя поражает контраст между сдержанностью крипты и великолепием верхней церкви. Крипта романского стиля с низкими потолками слабо освещена, здесь нет пышного оформления, цветного мрамора и живописных мозаик. Во входном зале крипты, который располагается под колокольней верхней церкви, находятся две мраморные скульптуры (19 век). Одна из них изображает канонизированного в 1995 году марсельского епископа де Мазено, основателя монашеского общества Миссионеров Облатов Непорочной Марии. Вторая скульптура - статуя папы римского Пия IX. Здесь же расположены две лестницы, по которым можно подняться в верхнюю церковь.

Помещение крипты представляет собой сводчатый неф, окружённый шестью капеллами (они в точности соответствуют расположению капелл верхней церкви). Главный алтарь выполнен из флорентийского камня, за алтарём находится скульптура Девы Марии с букетом (18 век). В капеллах размещены таблички с именами тех, кто жертвовал средства на строительство храма. Расположенные в глубине двух капелл лестницы ведут в ризницу, к главному алтарю верхней церкви и трибунам хора (обе лестницы недоступны для посетителей храма).

Верхняя церковь относительно невелика: неф имеет 33 метра в длину и 14 в высоту; каждая из боковых капелл 3,8 и 5,4 метра, соответственно. В интерьере церкви -пышное многоцветие: роскошные мозаики, красно-белые мраморные колонны и пилястры. Для создания этого контрастного сочетания использовался белый каррарский мрамор и красный мрамор с жёлтыми и белыми вкраплениями.

Особого внимания заслуживают мозаичные панно на потолках и внутренних поверхностях базилики. Мозаика общей площадью примерно 1 200 кв. м. создана в 1886 - 1892 годах мастерами в городе Ниме. Кусочки мозаики изготовлены в Венеции; на каждый квадратный метр сложнейших мозаичных панно пошло примерно 10 000 таких кусочков. Полы церкви также декорированы мозаикой с геометрическим орнаментом.

Неф восхищает своим по-восточному живописным декором. Три купола нефа украшены мозаикой с изображением голубей вокруг большой розы на фоне орнамента из мелких цветов. На каждом куполе цветы своего оттенка: белые на первом, голубые на втором и красные на третьем. В углах, там, где своды куполов переходят в опоры, можно увидеть медальоны с изображениями сюжетов из Ветхого Завета.

Главный купол над средокрестием декорирован мозаикой с изображением четырёх ангелов на золотом фоне. Ангелы поднимаются к небу, держа в руках венок из роз, в центре которого - вензель Девы Марии. В нижних частях купола находятся скульптурные изображения четырёх евангелистов: лев символизирует Марка, телец - Луку, орёл - Иоанна и ангел - Матфея. Аркатура над апсидой декорирована мозаикой, представляющей сцену Благовещения.

Главный алтарь (1882 - 1886) выполнен по эскизам Анри-Антуана Ревуаля марсельским скульптором Жюлем Кантини из белого мрамора, позолоченной бронзы и лазурита. За алтарём возвышается колонна из красного мрамора, которую венчает серебряная фигура Девы Марии работы марсельского скульптора Жана-Батиста Шанюэля. Сферический свод апсиды украшен мозаикой с изображением корабля в бурном море, на парусе монограмма Марии, а на небе звезда со вписанными буквами А и М (Ave, Maria!). Медальон с кораблём окружён пышным орнаментом из ветвей и цветов, среди которых расположились 32 птицы разных видов. Чуть ниже можно видеть девять медальонов с текстами литаний (кратких молитв-воззваний) к Марии.

В верхней церкви находятся шесть капелл, каждая из которых посвящена одному из святых: кардиналу Карлу Борромео, Лазарю, Иосифу, покровителю паломников и хирургов Роху, Марии Магдалине и апостолу Петру. Алтари во всех капеллах выполнены Жюлем Кантини по эскизам Анри-Антуана Ревуаля. Потолки украшены мозаикой с соответствующими изображениями символов святых и гербов людей, на чьи средства капеллы строились.

Одна из особенностей базилики таблички с благодарностями, которые моряки приносили в дар Деве Марии. Большинство этих табличек относятся к 19 веку, более ранние исчезли во время Революции. Ещё одна интересная особенность: к сводам верхней церкви подвешены гирлянды из макетов кораблей и самолётов.

С 2001 по 2008 год в базилике серьёзно реставрировали сильно постаревшие фасады и мозаики, некоторые металлические конструкции.

В 19 веке добраться до базилики можно было на специальном фуникулёре, за 10 минут. Чудо-транспорт, пользовавшийся огромной популярностью в начале 20 столетия, просуществовал до 1967 года, потом был демонтирован из-за нерентабельности. В наше время до базилики можно доехать на автобусе, на автомобиле или подняться пешком.

Базилика Богоматери Хранительницы Матушки, как её ласково называют жители Марселя, не только красивый храм, но и место, посещаемое множеством туристов. Она играет важную роль в религиозной жизни Марселя, оставаясь символом города.


Комментарии и оценки