«Идеал – чувствовать себя как дома в любом месте, вообще повсюду»

-- Джефф Дайер

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Город Рубе (Roubaix)
Предложить свои фото

Город Рубе (Roubaix)

Недалеко от франко-бельгийской границы, примерно в двенадцати километрах к северо-востоку от Лилля находится небольшой город Рубе. Впервые это географическое название, правда, в латинской интерпретации Rusbaci, можно обнаружить на картах 9 века, когда городок входил в состав епископства Турне. Относительно происхождения этого имени специалисты сходятся лишь в том, что оно германское. Остальное спорно: одни полагают, что название делится на части hros - лошадь и baki ручей, но большинство учёных считает основой raus-ros, от которого появилось французское roseau тростник, камыш. В 15 столетии при Пьере де Рубе это уже не просто городок, а крупный город; благодаря связям местных правителей с Бургундскими герцогами, налаживается внешняя торговля, появляются политические и административные организации. Для здешних крестьян ручное изготовление сукна издавна было источником дополнительного дохода. В 1469 Пьер де Рубе добивается от Карла Смелого разрешения для местных жителей на легальное изготовление грубых тканей и их продажу (эксклюзивной привилегией делать тонкое полотно пользовался соседний Лилль). В 17-18 веках производство тканей развивается, появляются целые династии изготовителей и продавцов местного текстиля. К началу 19 века появляются первые станки, строятся индустриальные замки - заводы, в город со всех концов света везут шерсть и хлопок. Это время было периодом расцвета Рубе, который превратился в текстильную столицу мира, соперничая с британским Манчестером. На Международной выставке 1889 года в Париже представлено восемь местных домов текстиля. В городе существовала шерстяная биржа, а предприятий было построено столько, что Рубе стали называть городом тысячи труб. Оккупация во время Первой мировой войны опустошила город, но уже к 1929 году ему удалось вернуть себе славу текстильной столицы. Период процветания продолжается до 70-х годов прошлого века: к этому моменту оборудование устарело и стало нерентабельным, возросла конкуренция с производствами в развивающихся странах. Заводы закрывались, и городу, полностью ориентированному на текстиль, пришлось переквалифицироваться и адаптироваться к другой жизни. В наши дни производство тканей уступило место дистанционной торговле и моде, а в огромных дворцах-заводах нашлось место для танцевальных школ, музеев, а также множества магазинов. Современный Рубе славится своими музеями, парками. Город стал одним из мировых центров современного танца - здесь множество профессиональных и любительских танцевальных объединений. В 2001 году Рубе стал частью культурного наследия Франции, получив статус Города искусств и истории (Ville dart et dhistoire).

Недалеко от франко-бельгийской границы, примерно в двенадцати километрах к северо-востоку от Лилля находится небольшой город Рубе. Впервые это географическое название, правда, в латинской интерпретации Rusbaci, можно обнаружить на картах 9 века, когда городок входил в состав епископства Турне. Относительно происхождения этого имени специалисты сходятся лишь в том, что оно германское. Остальное спорно: одни полагают, что название делится на части hros - лошадь и baki ручей, но большинство учёных считает основой raus-ros, от которого появилось французское roseau тростник, камыш. В 15 столетии при Пьере де Рубе это уже не просто городок, а крупный город; благодаря связям местных правителей с Бургундскими герцогами, налаживается внешняя торговля, появляются политические и административные организации. Для здешних крестьян ручное изготовление сукна издавна было источником дополнительного дохода. В 1469 Пьер де Рубе добивается от Карла Смелого разрешения для местных жителей на легальное изготовление грубых тканей и их продажу (эксклюзивной привилегией делать тонкое полотно пользовался соседний Лилль). В 17-18 веках производство тканей развивается, появляются целые династии изготовителей и продавцов местного текстиля. К началу 19 века появляются первые станки, строятся индустриальные замки - заводы, в город со всех концов света везут шерсть и хлопок. Это время было периодом расцвета Рубе, который превратился в текстильную столицу мира, соперничая с британским Манчестером. На Международной выставке 1889 года в Париже представлено восемь местных домов текстиля. В городе существовала шерстяная биржа, а предприятий было построено столько, что Рубе стали называть городом тысячи труб. Оккупация во время Первой мировой войны опустошила город, но уже к 1929 году ему удалось вернуть себе славу текстильной столицы. Период процветания продолжается до 70-х годов прошлого века: к этому моменту оборудование устарело и стало нерентабельным, возросла конкуренция с производствами в развивающихся странах. Заводы закрывались, и городу, полностью ориентированному на текстиль, пришлось переквалифицироваться и адаптироваться к другой жизни. В наши дни производство тканей уступило место дистанционной торговле и моде, а в огромных дворцах-заводах нашлось место для танцевальных школ, музеев, а также множества магазинов. Современный Рубе славится своими музеями, парками. Город стал одним из мировых центров современного танца - здесь множество профессиональных и любительских танцевальных объединений. В 2001 году Рубе стал частью культурного наследия Франции, получив статус Города искусств и истории (Ville dart et dhistoire).

Среди достопримечательностей в Рубе следует обратить внимание, прежде всего, на храмы. Приходская церковь святого Мартина (Eglise paroissiale de Saint Martin) - самое древнее здание города. Первая церковь на этом месте была построена в 9 веке (от неё не осталось никаких следов), затем в 16 столетии её сменил трёхнефный храм, от которого до наших дней сохранилась колокольня, а в 1848 архитектор Шарль Леруа модифицировал здание. Внутри церкви интересен алтарь святого Иоанна Крестителя (15-16 века, раскрашенное дерево).

Церковь святого Иосифа (Eglise Saint Joseph) построена в 1878 году бароном Бетюном дИдеваллем в честь покровителя рабочих. Архитектурное украшение в самом сердце города; уникальное сочетание строгого и невыразительного фасада с неоготикой в интерьере (живописные витражи, мозаика, скульптурные детали). Признана историческим памятником.

В здании одного из самых красивых бассейнов Франции (La Piscine - Musee dArt et dIndustrie) на площади более 7000 кв. м. выставлены коллекции живописи и скульптуры, представлены ткани, мода, дизайн и керамика. Бассейн, построенный в 1927-1932 лилльским архитектором Альбером Бэром, полностью сохранил свой первоначальный стиль и убранство, а превратиться в музей ему помог знаменитый Жан-Поль Филиппон, автор Музея-вокзала Орсэ (Muse dOrsay) в Париже. Это музей нового типа, объединяющий искусство и экономику, воспоминания и современность.

Здание мэрии (Htel de ville), построенное в 1911 году архитектором Виктором Лалу (автором вокзала Орсэ в Париже), стало символом промышленной мощи Рубе начала 20 века. Удивительно монументальная и эклектичная постройка как снаружи, так и внутри. Многие детали изображение процесса стрижки овец и т.п. напоминают о специализации города.

В течение 70 лет в здании Контрольной палаты (Condition Publique), которым владела Торговая Палата Рубе, осуществляли контроль качества различных видов текстильного сырья до продажи. Хлопок, шерсть, шёлк поступали сюда в различной стадии обработки, измеряли, в основном, массу и содержание воды в сырье, проводили необходимый химический анализ. Контрольная палата построена из цветного кирпича, в архитектуре есть элементы из керамики и голубого камня. Основная же часть здания это 140-метровая крытая улица, куда в прежние времена приезжали машины, нагруженные сырьём. Теперь здесь располагается так называемая Фабрика культуры с множеством выставочных и концертных залов, кафе и просто помещений, которые можно арендовать для различных мероприятий. На плоской крыше здания находится сад; первые представители флоры появились здесь ещё во времена, когда Контрольная палата функционировала. Вместе с текстильным сырьём со всего света прибывали семена, которые прорастали в пыли и мусоре. В наши дни здесь можно увидеть множество экзотических растений.

Многих путешественников может заинтересовать индустриальная архитектура, для них в Рубе найдётся, что посмотреть. Во-первых, это музей, посвящённый истории текстильного производства который расположился в помещении бывшей ткацкой фабрики Жана-Батиста Крэ (Manufacture des Flandres). Шум машин в цехах создаёт подлинную фабричную атмосферу, посетителям показывают, как из шерсти и другого сырья сначала получается нить, а потом и ткань. По субботам здесь проходят мастер-классы, во время которых подробно рассматривается та или иная техника работы с тканью, можно своими руками сделать украшение для дома, бижутерию и т.п.

Второй шедевр - бывшая хлопкопрядильная фабрика - считается одним из ярких представителей индустриальной архитектуры севера Франции (Usine Motte-Bossut). Построена по заказу Луи Мотт-Боссю, местного промышленника, удачно применявшего на практике английские изобретения. В архитектурном отношении это региональный стиль с оттенками средневековья, здание удивляет однородностью и монументальностью. Как предприятие фабрика перестала существовать в 1981 году; позднее её отреставрировал архитектор Сарфати, и с 1993 года в просторных помещениях находятся архивы.

Во время прогулки по городу будет интересно полюбоваться восемнадцатью особняками эклектичного стиля, стоящими в ряд; это дома суконщиков, построенные в 19 веке. Стоит заглянуть и в местные живописные парки и сады: Parc de la Visitation, Jardin Chlorophylle, Parc du Nouveau Monde, Square Catteau.

Добираться до Рубе удобно от Лилля (около 20 минут на автомобиле), Вильнёв дАск (столько же) или Туркуэна на метро.


Комментарии и оценки