«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома»

-- Анатоль Франс

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!
Читать
Кафедральный собор (Cathédrale Saint-Just-et-Saint-Pasteur)
Предложить свои фото

Кафедральный собор (Cathédrale Saint-Just-et-Saint-Pasteur)

Собор находится в центре Нарбонны, это одна из главных достопримечательностей города. Между тем в Средние века это была самая окраина, рядом проходила крепостная стена, защищавшая город. Святилище здесь существовало с 4 века. Сначала это была христианская базилика, разрушенная пожаром, и следующее здание было построено по указу префекта Галлии Маркелла. В 8 веке церковь посвятили святым мученикам, братьям Юсту и Пастору. От этого здания сохранились колонны, которые можно видеть в клуатре нынешнего собора и фрагменты часовни, отделанной белым мрамором. При Каролингах собор был подновлён. Колокольню, относящуюся к этому времени, также можно увидеть из клуатра.

Собор находится в центре Нарбонны, это одна из главных достопримечательностей города. Между тем в Средние века это была самая окраина, рядом проходила крепостная стена, защищавшая город. Святилище здесь существовало с 4 века. Сначала это была христианская базилика, разрушенная пожаром, и следующее здание было построено по указу префекта Галлии Маркелла. В 8 веке церковь посвятили святым мученикам, братьям Юсту и Пастору. От этого здания сохранились колонны, которые можно видеть в клуатре нынешнего собора и фрагменты часовни, отделанной белым мрамором. При Каролингах собор был подновлён. Колокольню, относящуюся к этому времени, также можно увидеть из клуатра.

Нынешний собор начали строить в конце 13 века при папе Клименте IV, бывшем архиепископе Нарбонны (местом архиепископского престола Нарбонна стала в 9 веке). Первый камень в основание собора был заложен в 1264 году, но работы начались только десятью годами позже. К 1332 году был закончен хор собора.

Нынешняя постройка выполнена в готическом стиле. При этом собор так и не был достроен, работы были прерваны в 14 веке. Планировка здания повторяет планировку соборов в Лиможе и Клермоне. Существует версия, что автором плана собора был архитектор Жан Дешампом. Сохранился его договор о найме, датирующийся 1286 годом. Однако постройка собора началась на несколько лет раньше. Историки объясняют нестыковки в датах тем, что в момент подписания договора Дешамп уже работал в соборе, но на другой должности. Согласно второй версии, речь идёт о двух разных Дешампах, и архитектор нарбонского собора не имеет никакого отношения к тому, который строил соборы Лиможа и Клермона.

Нарбонский собор должен был иметь форму латинского креста. Однако полностью достроили только хор, трансепт и неф же удалось только начать. И дело даже было не столько в нехватке средств, сколько в различных напастях, приключившихся с городом. Так, в 14 веке в Нарбонне бушевала чума. К тому же развернулась борьба за власть между епископами и сеньорами. В основном она выражалась в переделе территории. Для того, чтобы достроить трансепт, нужно было пробить брешь в крепостной стене, на что не соглашались сеньоры. Развернулась настоящая судебная война между представителями церкви и городской властью. В итоге спустя почти десятилетие сошлись на том, что будет пристроен клуатр, но не более того.

Впоследствии неоднократно предпринимались попытки закончить здание. Так, например, в середине 19 века тогда ещё совсем молодой, начинающий, а впоследствии очень знаменитый архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк хотел пристроить к незаконченному зданию портик. Но работам снова помешали распри: муниципалитет отказался от услуг архитектора из-за неувязок в бюджете.

Собор строили с размахом: протяжённость хора 60 м, ширина 40 м, здание венчают сорокаметровые своды. Этот собор одна из самых высоких церквей Франции, наряду с соборами в Бове и Амьене. Он отличается сбалансированностью объёмов, что делает его выдающимся архитектурным памятником начала 14 века.

Готический клуатр соединяет хор собора и архиепископский дворец. Клуатр был закончен в 15 веке. Он представляет собой четыре пятиарочных галереи. На клуатре не хватает балюстрады и пинаклей.

Примечателен орган собора. Он датируется 18 веком, был сделан мастером Кристофом Мушерелем. У органа четыре мануала, он играет 67 мелодий.

Колокола собора (из тридцати шести сохранилось четыре) датируются 19 веком. Также стоит обратить внимание на полихромное ретабло в капелле леди Бэтлем, которая находится за алтарём. Он украшен богатым скульптурным декором. Здесь больше двухсот фигур, датирующихся 14 веком. Представлены сцены Страшного суда, входа в Иерусалим и чистилище. Стоит обратить внимание и на собрание фламандских гобеленов. Сокровищница собора считается одной из самых богатых во Франции.


Комментарии и оценки