Осер был одним из важнейших религиозных центров современной Франции еще со времен Римской Империи. Епископство Осера было основано в 3 веке н.э.
В период раннего средневековья в Осере часто случались крупные пожары. Один из них в 1023 году уничтожил все церкви города, в том числе и кафедральный собор. После этого пожара начинается строительство нового собора в романском стиле. Он был закончен и освящен в 1057 году. В 1215 году в восточной части собора начинается пристройка алтарной части (хотя такое название не совсем верно). За своеобразную форму этот архитектурный элемент во французских соборах 13 века получил специальное название chevet. Она сохранилась до сих пор, и является старейшей частью нынешнего собора.
Вскоре после начала строительства chevet рухнули башни романского собора, после чего было принято решение полностью перестроить собор, значительно его расширив. К 1234 заканчивается строительство chevet, чуть позднее южная часть западного фасада. Северная часть фасада была завершена к концу 13 века.
В 14 веке строительство собора продолжается, но значительно замедляется. Голод, войны, отсутствие денег не позволяют завершить постройку. В 1321 году римский папа Иоанн XXII объявляет специальную продажу индульгенций для финансирования завершения постройки собора. Однако работы шли очень медленно. В 14 веке было закончено сооружение южной части трансепта и неф, а в 15 северная часть трансепта, свод нефа и верхняя часть западного фасада. Работы по возведению собора продолжались до середины 16 века, когда была построена северная башня.
Вскоре после окончания строительства, в 1569 году, город был захвачен гугенотами и собор (в первую очередь, интерьер) подвергся жестокому разорению, но был быстро восстановлен.
Собор прекрасно сохранился до наших дней, являясь замечательным образцом бургундской готики. Помимо очень интересной алтарной части, внимания заслуживает элегантная аркада на втором ярусе центрального нефа. Это адаптированный бургундской школой метод, использованный впервые мастерами Шампани.
Гордостью собора являются большие стеклянные витражи, многие из которых датированы 13 веком. В романской крипте под собором сохранились фрески 11 века, наиболее известная из которых весьма необычна. Она изображает Христа верхом в окружении четырех всадников.
Комментарии и оценки