«Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир, но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут»

-- из к/ф Махни крылом

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Аббатство Везле

Читать
Аббатство Везле (Abbaye de Vézelay)
Предложить свои фото

Аббатство Везле (Abbaye de Vézelay)

Бургундский город Везле (15 километров на запад от Авалона) один из важнейших центров романского искусства в мире. Здесь расположена знаменитая базилика святой Магдалины.

Бургундский город Везле (15 километров на запад от Авалона) один из важнейших центров романского искусства в мире. Здесь расположена знаменитая базилика святой Магдалины.

Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины. Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что в купе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела. Важно также отметить, что именно в Везле святой Бернар Клервосский в своей знаменитой проповеди призвал христиан ко второму крестовому походу.

Все это создавало необходимость в новых обширных архитектурных пространствах, которые бы соответствовали статусу аббатства Везле и могли бы вместить постоянно растущее количество паломников. Первая значительная реконструкция существующей церкви была произведена в начале 12 века, когда были выстроены романские хоры. В 1120 году каролингский неф храма был серьезно поврежден пожаром, после чего был выстроен больший по размерам неф в романском стиле, а затем пристроен обширный притвор.

В 1162 году аббатство Везле вышло из-под контроля Клюни, и стало относиться к епископству города Отёна. Вскоре после этого случился большой пожар, уничтоживший крипту и хоры, что повлекло за собой новые реконструкции. Были возведены хоры и трансепт в новом, только зарождающемся в то время готическом стиле. В 13 веке после добавления к нефу аркбутанов церковь приобрела облик, который, несмотря на многие перипетии ее долгой истории, сохраняется и по сей день.

По иронии судьбы примерно в то же время, когда архитектура аббатства достигла своего апогея, были обнаружены истинные останки святой Магдалины в церкви святой Магдалины в городе Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, что в конечном счете привело к упадку аббатства. Постепенно оно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь, а в 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов. В конце 18 века статус церкви был понижен до приходского храма, а в эпоху Французской Революции она претерпела новые разрушения, на этот раз от рук революционеров.

Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, путешествующий по Бургундии в 1840 году, обнаружил руины аббатства, когда-то одного из крупнейших во Франции, и добился, чтобы они были признаны историческим памятником. В течение двадцати с лишним лет знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк реставрировал аббатство Везле, завершив работу в 1861 году. В результате проведенных им реконструкций архитектура Везле несколько утратила свои первоначальные черты, которые начиная с 1997 года по настоящее время постепенно восстанавливаются учеными и реставраторами. В 1945 году церковь вновь стали использовать монахи, а в 1979 она вошла в список архитектурных сооружений, охраняемых ЮНЕСКО. Каждый год Везле посещают тысячи туристов, желающих полюбоваться красотой романских и готических форм его архитектуры.

Церковь святой Магдалины состоит из трех частей: неф с десятью пролетами (фото) окружен трехпролетным притвором (с запада) и готическим трансептом с хорами, обрамленными галереей (с востока).

Фасад церкви весьма неоднороден. Он многократно разрушался и реставрировался, и различные его части относятся к разным эпохам: от 12 до 19 веков. На нижнем ярусе располагаются три портала романской постройки (12 век), но скульптуры их тимпанов были разрушены; центральный тимпан содержит композицию Последний суд, произведенную в 19 веке, а боковые и вовсе обнажены. Венчает центральную часть портала готический шпиц со скульптурами 13 века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в 12 веке. Только южная колокольня имеет завершение, относящееся к 13 веку; ее балюстрада была построена в 19 веке. Вторая колокольня церкви расположена к югу от средокрестия.

Войдя в церковь, попадаешь в притвор, состоящий из трех нефов. Практически вся его верхняя часть, включая своды и капители, была реконструирована в 19 веке.

Самым достопримечательным объектом в церкви является центральный портал (фото) притвора, ведущий в неф. Он относится к 12 веку и сохраняет свой первоначальный скульптурный декор. Тимпан этого портала украшен уникальной для европейского искусства сценой создания Церкви, с Христом, благословляющим апостолов обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, в окаймляющем тимпан полукруге, изображения различных народов евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел, фигуры которых расположены в середине полукруга.

Тематика этой скульптурной композиции напоминает о тех временах, когда базилика служила центром пропаганды крестовых походов. Тимпан обрамляют два ряда архивольтов с медальонами, содержащими знаки зодиака и изображения крестьянских занятий, соответствующих различным месяцам. Боковые порталы сохранились хуже центрального, но также относятся к романской эпохе. Их украшают различные библейские сцены.

Особый интерес представляют капители нижнего яруса, расположенные как в притворе, так и в нефе. Они представляют собой маленькие шедевры романской пластики, изображающие разнообразные библейские сюжеты.

Под хорами находится крипта, восстановленная после пожара в середине 12 века, в которой сохранилось несколько фресок 13 века.

Кроме церкви на территории аббатства можно увидеть несколько остатков романских зданий, перемежающихся с реконструкциями 19 века.


Комментарии и оценки