«Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир, но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут»

-- из к/ф Махни крылом

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Аббатская церковь святого Филиберта в Турну

Читать
Аббатская церковь святого Филиберта в Турну (Abbatiale Saint-Philibert de Tournus)
Предложить свои фото

Аббатская церковь святого Филиберта в Турну (Abbatiale Saint-Philibert de Tournus)

Церковь святого Филиберта находится на территории средневекового бенедиктинского монастыря, расположенного в коммуне Турну департамента Сона и Луара (30 километров на север от Макона). Из многочисленных средневековых построек, сохранившихся здесь, церковь выделяется своими размерами, представляя собой одно из самых больших романских зданий во Франции.

Церковь святого Филиберта находится на территории средневекового бенедиктинского монастыря, расположенного в коммуне Турну департамента Сона и Луара (30 километров на север от Макона). Из многочисленных средневековых построек, сохранившихся здесь, церковь выделяется своими размерами, представляя собой одно из самых больших романских зданий во Франции.

Первые христианские постройки на этом месте относятся к началу христианской эры, но аббатство святого Филиберта было основано только в 9 веке. В октябре 1006 года произошел пожар, уничтоживший церковь и другие постройки монастыря, что повлекло за собой строительство новой церкви. Большинство зданий аббатства были возведены в 11-12 веках.

Церковь представляет собой здание довольно сложной конструкции, состоящее из крипты, первого этажа с трансептом, нефом и притвором. В нартексе есть второй этаж. На здании высятся три башни, две из которых 12 века, а третья построена позже. На верхнем этаже северной башни расположены копии статуй-колонн святых Филиберта и Валериана, оригиналы которых находятся внутри башни.

Вход в крипту был раньше устроен через две лестницы, одна из которых, находящаяся с южной стороны, теперь замурована. Пространство крипты разделено на несколько смежных помещений. В центре зал, разделенный на три нефа одинаковой высоты двумя рядами из пяти колонн. Своды нефов подпирают хоры. По краям размещены две колонны неизвестного происхождения, которые были взяты из римской постройки и скорректированы по размеру. Три пары центральных цилиндрических колонн из белого известняка выполнены в романскую эпоху. Центральный зал окружает галерея, в которую ведут пять больших дверей и два маленьких проема. На восточной стороне по бокам от одной из этих дверей расположены две маленькие апсиды, образованные нишами в стене, каждую из которых освещает небольшое окошко. В западной области зала под трансептом, в топографическом центре церкви расположен глубокий колодец.

В галерее, окружающей зал крипты, расположены входы в три радиальные капеллы. В центральной капелле находится саркофаг святого Валериана, мощи которого были уничтожены в 16 веке протестантами.

Хоры повторяют план крипты и также окружены галереей, в которой размещены шесть радиальных капелл. Апсида имеет полукруглый свод, а на область перекрестия трансепта водружен купол. Остальное пространство покрыто полукруглым цилиндрическим сводом. Центральная капелла посвящена святому Филиберту, там хранятся его мощи (голова святого была похищена в конце 20 века).

Верхняя галерея, находящаяся над криптой, начинается в трансепте, тянется вдоль двух пролетов хора и, совершая половину оборота, возвращается к трансепту. Эта неправильная в плане область отгорожена изнутри аркадами. С внешней стороны выступающая перегородка, в которой проделаны входы в капеллы. На нее опираются колонны, прислоненные к несущей свод стене. В этой стене попеременно расположены входы в капеллы и окошки. Эта часть здания относится к 11 веку и капители опор здесь выполнены в архаичном стиле, напоминающем коринфский ордер. Некоторые капители хоров были заметно подновлены в 19 веке.

Пол верхней галереи в 12 веке был украшен великолепной мозаикой, изображающей в медальонах знаки зодиака перемежающиеся с символами месяцев. Эти знаки использовались паломниками, желавшими почтить реликвии, находящиеся в церкви.

Хоры освещены солнечным светом, проникающим сквозь верхний этаж, возведенный в первых десятилетиях 12 века над крышей галереи и капелл. Этот этаж тщательно отделан, декорирован фризами и рельефными карнизами.

План основного зала церкви аналогичен плану центрального зала крипты. Он очень высок, обширен и светел. Разделенный на пять пролетов с запада на восток он содержит три нефа. Области, где неф соединяется с помещением притвора на западе и с трансептом на востоке очень сложны по своему строению. Это объясняется, прежде всего, тем, что здание строилось в несколько этапов: во время строительства одной части другие его части должны были сохранять свою функциональность.

Трансепт имеет несимметричную структуру. Северный рукав отделен от бокового нефа перегородкой с небольшой аркой. Поверх этой арки еще одна арка и два двойных проема с полукруглым завершением. Эти элементы не имеют никаких украшений. Капелла в северном рукаве трансепта посвящена святому Ардену и содержит список всех аббатов Турну начиная с 875 года до даты расформирования монастыря.

Южный рукав трансепта много раз перестраивался и представляет собой своеобразную археологическую головоломку. Он слит с прилегающими постройками и содержит замурованные входы, которые размещены загадочным образом. Рукав отделен от нефа очень высокой аркой, помещенной на двух колонках, которые стоят на базах и украшены капителями.

Первый этаж притвора имеет прямоугольный план и разделен на три части с тремя пролетами каждая. Это помещение слабо освещено и имеет семь дверей, из которых две сейчас замурованы. Большой западный портал, расположенный в центре фасада, подвергся перестройке в 19 веке. Верхний этаж притвора капелла святого Михаила хорошо освещен серией окошек с широкими внутренними откосами и большими окнами центральной части, имеющими полукруглое завершение.


Комментарии и оценки